По словам экспертов, российские ИТ-проекты часто сильны в плане технологий, но имеют слабую маркетинговую составляющую. С этим связано и отсутствие отечественных стартапов в мировых рейтингах - что, впрочем, не означает, что их нет на глобальном рынке. "Большинство рейтингов рассчитаны на массовую аудиторию, поэтому у всех на слуху Telegram и Prizm, но не затрагивают профессиональные рынки. А на них хорошие позиции занимают русские проекты. Например, ResumUP - сервис по развитию карьеры для ИТ-специалистов, E-Contenta - сервис онлайн-маркетинга, PiligrimXXI - разработчик AR\VR приложений для туризма", - рассказал генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга" Андрей Соколов.
Выход на глобальный рынок затратен: маркетинг, построение каналов продаж, юридическое оформление продукта за рубежом требуют серьезных инвестиций. Для многих компаний, особенно молодых, это часто неподъемные деньги, отметил директор по маркетингу ГК "АйТи" Дмитрий Ведев. Патентование и юридическая регистрация товарного знака может стоить 15-20 тысяч долларов, участие в конференциях и выставках - еще не менее 10 тысяч долларов за одно мероприятие. Цифровой маркетинг также дорог. "Для поддержки продуктов нужно формировать институт собственных представителей, строить партнерскую сеть, локализовать продукт под требования местных условий ведения бизнеса", - перечисляет Ведев. Часто это доступно только крупным компаниям. Один из примеров - компания ABBYY, которой удалось стать мировым лидером в сфере распознавания текста. У нее есть десятки представительств по всему миру. "Недавно компания представила технологию сканирования сетчатки глаза. Вероятно, она позволит мировым банкам улучшить процедуру идентификации своих клиентов", - считает председатель НП "Центр развития инновационного бизнеса" Алексей Михеев.
Нужно адаптировать компанию под запросы иностранных венчурных инвесторов и включать зарубежных специалистов в капитал компании уже на первых раундах финансирования, уверен исполнительный директор системы контроля действий сотрудников "Стахановец" Никита Рогозин. Это может помочь не только в формировании продукта, но и в поиске иностранных инвесторов для последующих раундов инвестиций, которые должны быть в объемах иностранных рынков.
Ниши для российских ИТ на мировом рынке есть. Востребованы, например, облачные сервисы, тем более что у отечественных компаний есть перспективные решения в этом сегменте. Как рассказал Андрей Соколов, в этом году в Технопарке Санкт-Петербурга был создан региональный инжиниринговый центр Сэйфнэт. Он занят построением защищенной инфраструктуры критических объектов - того, что называется "промышленным Интернетом" и используется в "умной энергетике", беспилотном транспорте, телемедицине и других сферах. Применяется комбинация вычислительных и коммуникационных программно-аппаратных решений, благодаря которой инфраструктура гарантированно способна противостоять любым вторжениям (как частных лиц, так и организаций и целых государств).
Привлекательным сегментом для ИТ-экспорта остается и рынок программного обеспечения - здесь у России хорошие стартовые позиции. "Думаю, что с ростом цифровизации экономики будут интересны и другие ниши, основанные на ИТ, например, робототехника, новые материалы, услуги вокруг искусственного интеллекта, системы Интернета вещей", - полагает Дмитрий Ведев.
Блокчейн - еще одна сфера, где у российских компаний есть перспективы на мировом рынке. В 2016 году самым заметным проектом в отрасли стала платформа Ethereum, созданная Виталиком Бутериным. Она позволяет создавать децентрализованные онлайн-сервисы, работающие на базе "умных" контрактов - это привлекло к ней внимание крупных игроков, например, Microsoft и Acronis.
Есть потенциал и в нишах, смежных с ИТ - например, биотехнологии. "С развитием молекулярной генетики, генетической терапии, разработки ГМО биологические задачи стали ИТ-задачами. Теперь они находятся в области анализа больших массивов специфических данных и компьютерного моделирования биологических процессов", - отметил Никита Рогозин. Даже самые продвинутые компании, такие как IBM, имеют ограниченные компетенции в этом направлении, несмотря на то, что оно считается перспективным. По словам Рогозина, из-за инерции, необходимости разработки и поддержки собственных продуктов крупнейшие корпорации достаточно медлительны в развитии смежных направлений. Это дает возможность относительно небольшим, но динамичным командам проявить себя - в том числе из России, где есть серьезные наработки по анализу больших массивов данных, моделированию и визуализации процессов.