12.10.2017 19:33
    Поделиться

    Ольга Епифанова: Подходы к северным надбавкам времен СССР нужно менять

    Ольга Епифанова: К Северу нужен особый подход
    Если в северных территориях страны не останется людей, мы потеряем эти богатые ресурсами регионы. К Северу нужен особый подход со стороны государства, уверена вице-спикер Госдумы, глава Экспертного совета по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера Ольга Епифанова.

    Северянам жители других регионов иногда завидуют: у них длинные отпуска и, по слухам, хорошие зарплаты. Но мы видим огромный отток населения. То есть на деле завидовать нечему?

    Ольга Епифанова: В советское время северяне действительно считались богачами. На Север специально вывозили людей, чтобы могли работать заводы, шахты, чтобы ловилась рыба. И этих работников всем обеспечивали. Создавались реальные стимулы оставаться в суровых климатических условиях.

    Но сейчас северные надбавки согласно Трудовому кодексу остались?

    Ольга Епифанова: Те северяне, которые работают на сырьевых предприятиях, действительно их получают. А для остальных жителей Севера надбавки остались только на бумаге. Де-юре их платят все работодатели. А де-факто многие зарабатывают столько же или меньше, чем в южных и центральных регионах. А жизнь-то для северян гораздо дороже! Например, ко мне обращались метеорологи из Архангельска, полная зарплата у которых 13 - 15 тыс. рублей с учетом всех северных надбавок.

    Почему система надбавок перестала работать?

    Ольга Епифанова: Советскую модель компенсаций северянам после перехода на рыночные "рельсы" сохранили. Но если раньше надбавки и льготы людям оплачивало государство, то теперь все это возложили на плечи и без того закредитованных регионов. Сейчас общий региональный долг - около 3 триллионов. Инвесторы на Север не идут. Смысл открывать свиноферму в той же Архангельской области, если куда дешевле в Вологодской? Бизнес, который должен оплачивать льготы своим работникам, не в лучшем положении. Ведь он несет огромные затраты на логистику, на энергоресурсы. Он попросту не зарабатывает тех средств, которые необходимы на реальную оплату северным сотрудникам. Его затраты выше, чем у конкурентов в других регионах.

    Экспертный совет изучит опыт северных стран

    Вы после заседания Экспертного совета рассказали о том, что можно позаимствовать канадский опыт.

    Ольга Епифанова: Экспертный совет действительно собирается изучать опыт северных стран на эту тему. Канадская практика основывается на так называемом индексе полярности - чем экстремальнее условия качества жизни человека, тем большую выплату получает житель региона. При такой системе государство платит фиксированные выплаты населению за проживание в экстремальных условиях независимо от уровня доходов и социального статуса.

    То есть это должен быть новый сбор с сырьевиков?

    Ольга Епифанова: Нельзя просто ввести новый налог. Тех же нефтяников и так сильно обложили всякими сборами. Нам нужно в целом продумать изменение подхода к налоговой системе на северных территориях. Канадскую модель к нашей системе с пережитками плановой экономики просто прикрепить не получится. Современные рыночные условия требуют разделения сферы социальных гарантий населения, проживающего в условиях Крайнего Севера, и сферы деятельности хозяйствующих субъектов, с учетом не только климатических, но и социальных факторов на основе лучших мировых практик. Чтобы со всем разобраться, мы и собираемся исследовать тему иностранного опыта. Возможно, в итоге получится некая сборная модель, которую можно адаптировать к нашему Северу. Но то, что ясно уже сейчас, - нынешние подходы к северным надбавкам, разработанные в период плановой экономики, нужно менять.

    Правительство будет работать над этим вместе с депутатами?

    Ольга Епифанова: Да, представители исполнительной власти, причем не только федеральной, но и региональной, муниципальной, принимают активное участие в работе Совета. В этом плане Указ Президента России "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года", подписанный в январе этого года, сформировал для нас всех новое институциональное пространство для развития регионов и страны в целом. И главное, что нужно сделать правительству в увязке с Госдумой и экспертами, - это исключить "размытость" регионального законодательства. Север до сих пор фактически живет без четкой законодательной базы. Сейчас правительство активно работает над стратегией пространственного развития - ее обещают к лету следующего года. Она особенно нужна Северу. Проще говоря, этот документ позволит понять, где с точки зрения государства люди должны жить. Например, зачем удерживать на Севере пенсионеров, инвалидов? Надо дать возможность переехать туда, где лучше климат, где есть доступ к медучреждениям. И мы (Экспертный совет) планируем принять максимальное участие в этой работе. Прежде всего с точки зрения интересов наших северных регионов.

    Правда, что очередь на жилье для переезжающих с Севера - почти полмиллиона человек?

    Ольга Епифанова: Да, мы посчитали, что при текущем финансировании она растянется на 100 лет. И это если новых северян туда не добавлять. Мы предлагаем ввести адресный подход. Сосредоточить субсидии на расселение на тех регионах, откуда реально нужно вывозить людей. И давать квартиры тем, кто в этом действительно нуждается.

    Поделиться