12.10.2017 09:04

На Дальнем Востоке нашли противораковую морскую звезду

Ученые Дальневосточного федерального университета выявили уникальное антираковое свойство у экстракта глубоководной змеехвостки. Как сообщает сайт вуза, он проявляет активность против трижды отрицательного фенотипа злокачественной опухоли молочной железы.

Нетоксичное вещество выключает Wnt-сигнальный путь в раковых клетках. Именно этот путь вызывает их неконтролируемый рост.

Глубоководная змеехвостка - это морское животное, обитающее в Охотском море. Его выловили на глубине около трех тысяч метров в районе Курильской впадины в 2015 году. С тех пор и велись исследования, результаты которых опубликованы сейчас в международном журнале Scientific Reports.

Экстракт тестировался на клетках трижды отрицательного фенотипа рака молочной железы, отмечает научный сотрудник лаборатории фармакологии природных соединений Школы биомедицины ДВФУ Всеволод Черепанов. Это один из наиболее фатальных типов опухолей, от которого ежегодно умирают до 200 тысяч человек. Таковым его делает отсутствие фармацевтических мишеней для лечения в таких рковых клетках.

Разные группы ученых нашли причину бесконтрольного деления клеток в этом типе рака. Мутации были обнаружены именно в компонентах Wnt-сигнального пути - биохимическом пути передачи информации внутрь клетки.

По словам Всеволода Черепанова, ученые провели скрининг 80 экстрактов глубоководных беспозвоночных животных. Из них активность проявили 15 экстрактов, но именно спиртовой экстракт змеехвостки Ophiura irrorata показал наибольший, практически стопроцентный эффект против Wnt-сигнального пути внутри раковых клеток.

Змеехвостка является родственницей морской звезды. ее особенности ученым еще только предстоит узнать. Затем они планируют определить так называемую "волшебную пулю" - малую молекулу, активное вещество, чтобы синтезировать его в лаборатории.

Выращивать змеехвостку крайне непросто - это необходимо делать при давлении как на глубине в три тысячи метров, поскольку ее неглубоководные родственники токсичны.