Саша Головизнин - учащийся Пермского авиационного техникума. Здесь он увлекся электротехникой.
- Меня наш преподаватель Юрий Иванович Коваленок заразил, - говорит Александр. - Оказалось - очень интересное занятие.
Практически без помощи взрослых, самостоятельно парень собрал дома прибор для левитационной плавки металлов. С одной стороны, все выглядит очень просто, а с другой - завораживает. Представьте: в воздухе висит кусок металла, который вдруг начинает плавиться. Студент уверен - такой метод имеет большое будущее.
- Не нужны тигли, где металл может смешиваться с частичками посуды. Чтобы этого избежать, тигли делают из очень дорогих инертных материалов. Здесь же ничего такого не нужно, - поясняет изобретатель. - А сплавы высочайшей чистоты нужны в авиа- и ракетостроении. Только вот печей, как у меня, в России всего с десяток.
В прошлом году Саша смастерил генератор Кокрофта - Уолтона. В свое время такой прибор использовался в ускорителях элементарных частиц для создания взрывчатого составляющего атомной бомбы. Но Сашино устройство нечаянно спалил младший брат Егор, мечтающий о карьере ботаника.
В девятом классе Саша спроектировал турбореактивный двигатель.
- Народный Левша, - отзывается о Головизнине его школьная учительница Ирина Шиварская. - Очень талантливый, хотя и имеет проблемы с математикой. Саша больше практик, чем теоретик.
Семья у начинающего Кулибина большая. Мама домохозяйка, папа врач, шестеро детей, живут в стандартной трешке. Все свои опыты Саша обычно проводит на кухне или в детской комнате. Правда, старшее поколение не в восторге от некоторых его экспериментов.
- Родители с подозрением относятся к нашим опытам, - говорит Егор. - Очень мы много электричества жжем, и пробки часто вышибает.
Взрослых можно понять. Тот, кто увидит, как сын на кухне режет лимоны самодельной плазменной горелкой с напряжением в 20 тысяч вольт, вряд ли останется равнодушным.
Недавно Александр, как принято говорить у молодежи, опять "отжег" - смастерил пушку Гаусса, стреляющую гвоздями.
- Делал без расчетов, по наитию, - объясняет юный мастер. - Конденсаторы на 800 вольт, инвертор. Был аккумулятор на 12 вольт. Закоротил на катушку. Сила тока 200 ампер. Испытал на гвозде. Улетел метров на десять.
Деньги на комплектующие Саша из семьи не тянет - подрабатывает, получает премии на конкурсах. А еще втайне от родителей "гранты" на изыскания выдает... бабушка.
В общем, после техникума Головизнин думает поступать в политехнический университет. Еще, правда, не решил, куда - на авиадвигатели или на станки с ЧПУ.
В средней школе №7 города Чайковского учится Данил Щукин. Увлекается естественными науками, в основном химией и биологией. Особенно интересны ему области, где эти науки пересекаются: молекулярная биология, биохимия, иммунология. Сейчас вместе с коллегами тестирует противоопухолевые препараты.
- Наша инновация в том, что мы не только работаем с препаратами, которые ранее не использовали для лечения колоректального рака, но и применяем персонализированный метод, - говорит Данил. - Дело в том, что свойства различных опухолей одного вида рака могут сильно отличаться и не всегда препарат, хороший для одного онкобольного, подойдет другому.
Результаты тестирования подтвердили: действительно, на одной клеточной линии препараты высокоэффективны, а на другой нет.
Увлечения Данила химией и биологией не ограничиваются - он играет на гитаре, рисует. После школы планирует поступать в МГУ, скорее всего, будет заниматься биохимией.
- В области образования я вижу проблему неравноправия школьников из центральных и провинциальных районов России, - говорит он. - Одни имеют больше доступа к научным знаниям и различным практикам, другие меньше. Надо это как-то устранять. Надеюсь, наши власти не откажутся от поддержки подрастающих талантов.
Саша Кудринский учится в пермской школе №146. Его интересы - беспилотные летательные аппараты.
- Действующий Воздушный кодекс сильно ограничивает использование беспилотников массой более 250 граммов, - считает он. - Моя проектная команда разрабатывает подвес для камеры, его можно было бы применять на легких коптерах, они не подпадают под эти ограничения. Еще мы составляем методики облета объектов, чтобы повысить качество съемки. Их можно будет использовать в ортофотопланах для создания объемных моделей местности.
Вся семья Александра занимается бизнесом в сфере высоких технологий - его не так давно открыл отец.
С выбором будущей профессии школьник еще не определился - по его словам, в мире слишком много интересных областей науки.
- Вообще, самая моя заветная мечта - сделать нечто прекрасное для всего человечества, - говорит Александр.
Мария Зильберман, начальник управления стратегического планирования департамента образования администрации Перми:
- В апреле 2017 года начался проект "Золотой резерв", призванный поддержать талантливых ребят. Он уже доказал свою важность и нужность. В мероприятиях участвовало более 500 школьников и 30 социальных партнеров - крупных предприятий. В рамках фестиваля "Поколение. Пермь" подписано 17 соглашений между школой, учеником и предприятием. Это позволяет выстраивать совместную траекторию профессионального роста учащегося. Предприятие прикрепляет к нему наставника, создает условия для прохождения стажировки на производстве и участия в грантовых программах. Ребята из 13 образовательных учреждений города уже проходят профессиональные пробы и практику на предприятиях, ведут научно-исследовательскую работу, задействованы в проектах компаний. Кроме того, департамент образования разработал один из механизмов реализации проекта - электронное портфолио школьника. Благодаря ему несложно выстроить общегородской рейтинг одаренных учеников. Уникальный авторский электронный ресурс позволяет фиксировать достижения и профессиональные предпочтения ребят. Они загружают оцифрованные проекты и получают за них баллы. В зависимости от количества баллов выстраиваются рейтинги в пяти номинациях: "Интеллект", "Художественное творчество", "Техническое творчество", "Спорт", "Социальная деятельность". Те, кто набрал наибольшее количество баллов и вышел на лидирующие позиции в общегородском рейтинге портфолио, становятся участниками проекта "Золотой резерв", получают возможность участвовать во всех мероприятиях и знакомиться с потенциальными работодателями. Таким образом, наша цель - не только сопровождение талантливых школьников, но и создание условий для их профессионального самоопределения.