Живописец из райцентра Казачинское Арсений Милованов проводит на Енисее арт-фестиваль, чтобы одолеть разобщенность творческих масс. Заслуженный художник России Константин Войнов обустроил художественную галерею в родном селе. Автор пронзительных лирических полотен Юлия Иванова - идеолог международного проекта "Ангелы мира".
Идея провести фестиваль с участием художников, литераторов и бардов на Казачинских порогах вряд ли могла родиться в голове жителя краевого центра. И потому, что место это - пороги - почти недоступно, добраться туда можно только на вездеходе по тайге или по Енисею на мощных моторных лодках, управляемых опытными рулевыми. И потому еще, что мотив разобщенности творческой элиты в Красноярске звучит приглушенно. В глубинке он - пронзителен и очевиден. Вот и родилась идея - собрать всех, кому это нужно, на одной площадке, желательно - на лоне природы.
- Фестиваль - звучит слишком громко для того, что получилось, - улыбается инициатор и организатор Арсений Милованов. - Нет какой-то выстроенной концертной или выставочной программы. Поем, общаемся, пишем этюды.
Сам Милованов - и художник, и бард, потому и стал мостиком для разных сообществ. Неприступное место выбрали для того, чтобы не оказалось там лишних людей, приехавших "потусоваться". С самого начала отказались от идеи - обратиться за помощью и поддержкой, в том числе финансовой, к властям.
Первый фестиваль - назвали его "Сибирская душа" - прошел в 2013 году. Отважились добраться немногие, всего собралось человек тридцать - художники, поэты, барды из Казачинского, Лесосибирска, Енисейска. Сказались издержки избранничества. Да и с капризными местными лодочниками договариваться нелегко. Через три дня общения, когда нужно было возвращаться, в Енисее поднялась вода, и перевозчики выдвинули ультиматум: "К месту не поедем, идите пешком до такой-то точки, оттуда заберем". Пришлось тащиться по пересеченной местности. Но и там - не без добрых людей, подвернулся благодетель на катере, перевез.
При проведении второго фестиваля сложности вроде учли - как выяснилось, не до конца. На пороги проехали на тракторе с тележкой, а вот на обратном пути тележка застряла. Пришлось обращаться снова к лодочникам. Тележку потом едва вызволили из тайги, но хозяину ее это счастья не вернуло: прицепной транспорт оказался безнадежно поломан.
Несмотря на проблемы, участникам фестиваль добавил не только адреналина, но и вдохновения. Хотя, признается Милованов, самому организатору, в отличие от других, на итоговой выставке в родном селе показать было нечего: поработать кистью и карандашом не удалось, все время ушло на организационные хлопоты. И он нашел оригинальный выход: на стене, на фоне графического изображения порогов натянул чистые холсты и предложил коллегам самовыражаться - словами и рисунками. Вышла оригинальная интерактивная экспозиция.
Теперь Арсений и другие энтузиасты думают над продолжением заложенной традиции необычного пленера, но так, чтобы обошлось уже без экстремальных приключений и поломанной техники.
Художественную галерею в родной деревне Усолка Дзержинского района Константин Войнов создал случайно. Так сложились обстоятельства. Когда он был в деревне, представители районной администрации воспользовались визитом на малую родину заслуженного художника России, приехали советоваться. Район выиграл культурный грант из бюджета - как удобнее, выгоднее и полезнее его использовать? Войнов предложил: давайте построим художественную галерею. Директор Дома культуры идеей вдохновилась настолько, что предложила в качестве выставочного зала собственный кабинет. Небольшая площадь, но уж какая была. Сама хозяйка кабинета перебралась в помещение поскромнее. Экспозицию собирали "методом народной стройки".
- Мы ведь все, еще когда были молодыми, начинающими художниками, часто обменивались друг с другом картинами, - рассказывает Константин. - У меня таких подаренных работ скопилось достаточно. Теперь многие из тогдашних "начинающих" - известные, признанные мастера. Вот с таких картин и начиналась галерея.
Часть графических работ предоставил Красноярский художественный институт, часть просто подарили художники по доброте душевной. Таким образом в коллекции собралась более сотни картин, созданных на высоком профессиональном уровне. Галерея открылась летом 2010 года. А еще через год под нее выделили подвальное помещение в том же здании, значительно большее по площади и более привлекательное по возможностям. Руководители района нашли деньги на реконструкцию. Количество работ увеличилось, появилась скульптура. Среди имен художников - и самые молодые, но уже заслужившие признание, и академики: некоторое количество работ для временного экспонирования предоставлено отделением "Урал - Сибирь - Дальний Восток" Российской академии художеств.
Усольская галерея стала изюминкой таежного Дзержинского района, а сам Константин Войнов, под чьим началом она создавалась, получил там удостоверение почетного гражданина. Сюда теперь водят именитых гостей, некоторые туркомпании, специализирующиеся на въездном туризме, вписывают адрес галереи в свои маршруты.
- Когда мы все это создавали, у меня было условие: галерея должна работать под государственным крылом, - говорит Константин Войнов. - Например, в статусе филиала районного краеведческого музея. Пока этого, к сожалению, не произошло, хотя письма с такой просьбой я направлял в краевой минкульт и парламент. Спикер Заксобрания откликнулся сразу, а из министерства я так и не получил ответа.
…В центре галереи стоит колонна, подпирающая свод. Войнов оформил ее в виде "родового дерева". Теперь любой житель Усолки может принести сюда свои семейные фотографии, прикрепить, оставить на всеобщее обозрение. "Родовое дерево" обрастает "корой".
Идея проекта "Ангелы мира", теперь международного, родилась у красноярского художника Юлии Ивановой. В голове ли, в сердце… Юлия тяжело болела. А когда болезнь отпустила, в знак благодарности стала рисовать ангелов - каждый день по одному рисунку. Сначала это были просто эскизы, наброски, потом некоторые превратились в картины. Позже она решила подключить к своей затее друзей-художников. Девять живописцев ежедневно писали ангелов - сюжетно работы были связаны с какими-то событиями в жизни каждого. Идея оказалась не только увлекательной, но и весьма плодотворной: работы экспонировались в красноярских залах, в Минске, Москве. А в 2013 году на одной из конференций в Красноярске Юлия Иванова поделилась с публикой идеей: творческими силами художников создать необычный календарь, где каждый из 365 дней был бы овеян ангельским крылом. Идея растрогала буквально до слез, у нее тут же появились сторонники и соратники. Так родился некоммерческий проект, скоро ставший международным.
- У нас с самого начала не было цели - собрать под "крышей" проекта одних только профессионалов, - говорит пиар-директор "Ангелов мира" Олег Ровда. - Иногда случается, что картина, написанная непрофессиональным художником, цепляет сильнее, чем мастерская работа. Секрет в том, что участники проекта пишут не просто ангелов - они через этот образ передают события конкретного календарного дня, повлиявшие на их жизнь.
Олег приводит пример. Художница-армянка написала картину, посвященную пережитому ею землетрясению в Спитаке: мужчина в образе ангела выносит пострадавшего. У героя полотна есть реальный прототип. Художнице было 15 лет, когда случилась эта трагедия, и еще до прибытия спасателей сорокалетний мужчина в джинсах и футболке бросился к завалам. Спустя три десятилетия автор картины нашла своего героя, теперь уже семидесятилетнего, и наделила его крыльями ангела. Подобных историй за время существования проекта можно отыскать великое множество. Организаторы думают даже издать отдельной книгой сюжеты представляемых работ.
В настоящий момент в проекте участвуют уже более 180 полотен - половина из количества дней в году.
- Не надо воевать - надо рисовать ангелов, - сказала мама Юлии Ивановой. - И никаких войн тогда не будет.
Цвета Арктики
В начале 80-х годов прошлого века смоленский художник Владимир Королев, оказавшись в заполярном поселке Диксон, обосновался там, а через некоторое время создал художественную галерею. Она расположилась в помещении бывшего винного магазина. Экспонаты собирали по всему СССР - художник обратился за помощью в Министерство культуры, посыл был беспроигрышным: "В тундре мало красок, они появляются только весной-летом, в Заполярье эти времена года коротки, остальное время люди видят черно-белое. Хорошо бы разнообразить цветовую гамму". В результате он собрал большое количество картин, выполненных в самых разных техниках, художниками самого разного уровня. Галерея в Диксоне стала "наглядным пособием" для юных живописцев.