12.10.2017 16:07
    Поделиться

    Почему сибиряки увлеклись комиксами

    В Новосибирской областной юношеской библиотеке открылся первый за Уралом центр комиксов - что там покажут публике, почему графические романы считают серьезным искусством, и как стать художником по комиксам, выясняла корреспондент "РГ".

    У россиян комиксы ассоциируются, прежде всего, с рисованными приключениями Человека-Паука и подобных персонажей - "супергеройский" бум в России задержался, отмечают специалисты. Но и сегодня к доморощенным авторам и необычным сюжетам в издательствах относятся настороженно.

    - Реальный случай: питерского художника не приняли в отечественном издательстве, и он поехал со своим комиксом за рубеж, где работу опубликовали, - рассказывает новосибирская художница Марина Назимко. - А через несколько лет наше издательство, которое отказало автору, перевело и растиражировало его произведения, изданные за границей.

    Но, несмотря на пристрастие к переводной графической литературе, у комиксов в России есть своя история.

    - Можно утверждать, что в России комиксы в определенном виде появились давно, - говорит ведущий библиотекарь НОЮБ Лариса Ракитянская.- Иконопись, религиозные иллюстрированные книги имели те же функции, что и современные комиксы - они визуализировали определенные образы.

    Намеки на комиксы исследователи находят в отечественных иллюстрированных журналах и книгах, сатирических и агитационных плакатах. В СССР выпускали детские журналы с рисунками - чем не комиксы? При этом современные художники-комиксисты считают свое занятие искусством, объединившим литературу и живопись: графические романы - звучит весьма солидно.

    - У комиксов есть все признаки вида искусства, - считает Марина Назимко. - Они могут быть массовыми и элитарными, у них много разных жанров. Комиксы живут в уличной среде (стрит-арт), в литературе, в кинематографии, в игровой культуре. Многие ошибочно считают, что комиксы ограничиваются образом героя в синих лосинах и развевающемся плаще. Это не так. Например, у меня есть несколько моих коротких, на восемь-девять кадров, комиксов "Мифы Новосибирска" - это фантастические истории о нашем городе.

    Герои работ Марины Назимко - самые что ни на есть наши, отечественные. Взять хотя бы Юрия Кондратюка, рассчитавшего траекторию полета на Луну еще в начале XX века. Городская легенда утверждает, что из Новосибирска его похитили американцы, использовавшие идеи ученого в проекте "Аполлон". Этот сюжет обыгрывается в комиксе.

    В России профессии художника комиксов пока не существует, и основы создания графических романов в университетах не преподают. Однако художников, желающих попробовать свои силы, хватает и в Новосибирске, и в других регионах. Например, Иван Ешуков из Омска - автор серии комиксов "Боровицкий". Это мистический детектив, действие которого происходит в 1919 году, когда Омск был столицей белого движения.

    Привлекает этот вид искусства и юных. Школьница Даша Шевченко (она готовится к поступлению в вуз на специальность "Анимация и дизайн") рассказала, что вдохновило ее на написание одного из своих комиксов:

    - Я была в Питере, и он мне показался статичным городом серых красок - грустным, унылым. Шла по городу, остановилась у пешеходного перехода, смотрю: мужчина на другой стороне дороги остановился возле рекламного щита и что-то на нем написал. Я перешла дорогу, подошла и прочла: "Живи". Из этих деталей и "вырос" сюжет моей работы.

    Между тем

    - Продвижение комиксов в Новосибирске - это только одна из наших целей, - рассказала Лариса Ракитянская. - Мы будем помогать детям с проблемами с дислексией и аутизмом социализироваться - для этого есть специальные методики с использованием графики.

    Поделиться