В Томской области возобновили авиарейсы до поселка на севере

С начала октября восстановлено авиасообщение между Томском и поселком Каргасок - этот маршрут существовал еще в советское время, но был закрыт около 25 лет назад. Нерентабельность тогда ударила по всей региональной авиации. Сегодня подобные местные рейсы востребованы все больше, однако их развитие требует не только финансовой поддержки, но и четко проработанной стратегии.

Билет из Томска в северную часть области, по данным администрации Каргасокского района, обойдется в две тысячи рублей без учета сборов. Ан-28 доставит туда пассажиров примерно за полтора часа. Вместимость самолета небольшая, всего семнадцать человек, зато летать "рабочая лошадка" малой авиации будет три раза в неделю - это должно закрыть потребность в рейсе.

А главное, уже есть планы по дальнейшему развитию региональных авиаперелетов. "В нашем регионе, по площади сопоставимом с большой европейской страной, это не прихоть, а жизненная необходимость", - уверен томский губернатор Сергей Жвачкин.

Примечательно, что на организацию рейса ушло всего несколько месяцев, а ведь нужно было не просто подготовить взлетно-посадочную полосу, но и скорректировать нормативную базу, решить ряд межведомственных организационных и производственных вопросов.

По словам полномочного представителя президента России в СФО Сергея Меняйло, открытый в Томской области рейс стал первой ласточкой в этом направлении.

- Авиамаршруты в города Сибири являются социально значимыми и должны поддерживаться государством. В настоящее время членами экспертной группы по развитию авиации в Сибирском федеральном округе совместно с представителями региональных органов исполнительной власти прорабатываются предложения для минтранса России по механизмам поддержки таких маршрутов, - заявил полпред.

Сергей Меняйло уверен, что развитие межрегионального и внутрирегионального авиасообщений положительно не только скажется на транспортной доступности отдаленных районов, но и будет стимулировать развитие экономики всей Сибири. В том числе воздушное сообщение на "малых высотах" может послужить подспорьем для туриндустрии.

Так, в начале лета большие надежды возлагали на рейс "Новосибирск - Белокуриха", который значительно упростил бы доступность алтайского курорта федерального значения. Однако, по словам Юрия Пшеничного, у представителя компании "Сибирская легкая авиация", обслуживающей и новый томский рейс, возникли проблемы с оформлением земельного участка под аэродром на Алтае.

- Мы готовы начать пассажирские перевозки хоть завтра. Уже построено здание аэровокзала, решены вопросы безопасности авиарейса, самолеты готовы. Уверен, загруженность будет обеспечена. Однако участок под аэродром в пяти с половиной километрах от Белокурихи с посадочной зоной около пятидесяти гектаров пока что не могут перевести из земель сельхозназначения в категорию коммерческого использования, - пояснил корреспонденту "РГ" Юрий Пшеничный.

В то же время до Белокурихи готовы летать не только новосибирцы: есть планы пустить аналогичный рейс из того же Томска, а также из Барнаула. Вероятно, полеты на Алтай могут быть организованы и из Кемеровской области. Но пока развитию малой авиации в Сибири мешают не только технические, но и юридические препоны.

Кстати

Во время визита в Новосибирск белорусской делегации во главе с премьер-министром республики Андреем Кобяковым между Сибирским научно-исследовательским институтом авиации имени Чаплыгина и ОАО "Минский завод гражданской авиации N 407" было подписано соглашение о сотрудничестве. Договоренность подразумевает совместную модернизацию пассажирского Як-40, разработанного в 1960-х для местных авиалиний. Планируется, что новосибирское предприятие будет проводить летные испытания и научно-техническое сопровождение, а ремонтными работами займутся минские специалисты.