Новости

12.10.2017 10:00
Проект: В регионах

"Таврида" - дорога в будущее

АО "ВАД" применит при строительстве автотрассы самые современные технологии
В сентябре Главгосэкспертиза России одобрила проекты строительства всех семи участков автотрассы "Таврида", которая пройдет через Керчь, Феодосию, Белогорск, Симферополь, Бахчисарай до Севастополя. Генеральный подрядчик работ - АО "ВАД" имеет за плечами двадцатилетний опыт строительства современных высококачественных дорог на материке. О том, как реализуется в Крыму проект единственной пока автодороги федерального значения, "РГ" рассказал заместитель генерального директора по производству АО "ВАД" Николай Евсюков.
Николай Евсюков: Дорожное строительство должно идти в ногу со временем или даже немного опережать его. Фото: Архив АО "ВАД" Николай Евсюков: Дорожное строительство должно идти в ногу со временем или даже немного опережать его. Фото: Архив АО "ВАД"
Николай Евсюков: Дорожное строительство должно идти в ногу со временем или даже немного опережать его. Фото: Архив АО "ВАД"

Николай Николаевич, трасса "Таврида" - очень крупный проект, который нужно реализовать в сжатые сроки. Успеете?

Николай Евсюков: Объект "Таврида" с автомобильным подходом к Керченскому мосту - действительно масштабный проект, реализация которого началась в феврале нынешнего года, а уже к концу 2018 года мы планируем завершить строительство автодорожного подхода к мосту через Керченский пролив и двух из четырех полос автотрассы. Полностью сдать автомагистраль в эксплуатацию нужно к 2020 году. Так что впереди у нас много работы, но "ВАД" имеет большой опыт реализации крупных проектов в дорожном строительстве в сжатые сроки. Среди них - строительство и реконструкция автодороги А-181 "Скандинавия" от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией, участков автомобильной дороги А-121 "Сортавала" от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска. В Крыму работы идут в соответствии с графиком: сейчас ведется подготовка территории строительства, переустройство инженерных коммуникаций, возведение искусственных сооружений, устройство земляного полотна, дорожной одежды, заготовка материалов. Круглосуточно на шести участках работает 135 единиц собственной строительной техники и 200 арендованной. Инертные материалы с карьеров доставляют 76 самосвалов АО "ВАД" и 286 машин, взятых в аренду. Всего на объекте задействовано 697 единиц техники и 971 человек из состава рабочих и инженерно-технического персонала, большинство из которых, кстати, крымчане.

Строительная сфера Крыма всегда испытывала дефицит стройматериалов. Как "ВАД" решает эту проблему?

Николай Евсюков: Дефицит действительно присутствует, и вызван он финансово емкой транспортной логистикой. Поэтому еще на стадии проектирования трассы "Таврида" расчет конструкций дорожной одежды был сделан с учетом применения местных инертных материалов: щебеночно-песчаной смеси С4 постоянного гранулометрического состава и местных грунтов для земляного полотна. Остальное завозим с материка, включая вяжущие материалы и щебень для асфальтобетонного покрытия, металлические гофрированные трубы, геотекстиль и прочее.

Асфальтобетон для "Тавриды" будет собственного производства?

Николай Евсюков: Да, мы построили в Крыму пять заводов, производительностью 200 тонн в час. Они оборудованы современной лабораторной службой, которая занимается контролем качества.

Конструкция автодороги "Таврида" выполняется из асфальтобетонной смеси, запроектированной по принципам американской системы Superpave - это комплексная система проектирования составов смесей, удовлетворяющих самым высоким требованиям к эксплуатационным характеристикам в зависимости от транспортной нагрузки, климатических и структурных условий на конкретном участке дороги. Улучшение эксплуатационных характеристик покрытия достигается за счет проектирования и сочетания наиболее подходящего битумного вяжущего, минерального компонента и, если это требуется, модификатора. На сегодняшний день АО "ВАД" - первая и единственная компания, обладающая всеми необходимыми интеллектуальными и материальными ресурсами для проектирования и строительства долговечных асфальтобетонных покрытий, отвечающих требованиям самой передовой системы проектирования асфальтобетонных смесей Superpave.

Не раз приходилось слышать, что при строительстве "Тавриды" будут использованы инновационные технологии, которые позволят значительно продлить срок эксплуатации дороги. Расскажите о них подробнее.

Николай Евсюков: "ВАД" всегда уделяет большое внимание внедрению новых технологий, потому что дорожное строительство должно идти в ногу со временем или даже немного опережать его. Передовой опыт предприятия позволяет значительно улучшить качество и повысить долговечность дорожных конструкций, а также существенно ускорить работы. При строительстве "Тавриды" мы применяем, например, технологию укладки асфальтобетонных покрытий с помощью перегружателя асфальтобетонной смеси Shuttle Buggy (США). Она позволяет быстро и непрерывно укладывать дорожное полотно, ликвидируя температурную и гранулометрическую неоднородность асфальтобетонной смеси. Такая высокоскоростная и непрерывная укладка делает покрытие идеально ровным, благодаря чему значительно уменьшается динамическая нагрузка от колес автомобилей, а следовательно, предотвращаются деформации в виде трещин, колейности и волнистости на покрытии.

Геодезическое сопровождение производства дорожно-строительных работ АО "ВАД" ведется с использованием электронных полностью роботизированных тахеометров и систем GPS-позиционирования. Применение 2D и 3D-системы машинного контроля на бульдозерах, автогрейдерах и экскаваторах позволило существенно увеличить производительность и практически полностью отказаться от традиционной ручной геодезической разбивки. Более того, появилась возможность с высокой точностью производить работы в темное время суток.

Компания имеет многолетний опыт работы в Калининградской области, но Крым отличается и климатическими условиями, и рельефом, и геологией. Учитываете ли эти особенности?

Николай Евсюков: Автодорога запроектирована с учетом крымского рельефа и геологии. Проектом предусмотрено спрямление русел рек, обход горных массивов и сложных участков рельефа, инженерные мероприятия по укреплению на слабонесущих грунтах. Также, ввиду жаркого климата и существенной ветровой нагрузки, проектом предусмотрено укрепление откосов геоматами и гидропосевом трав, что предотвращает выветривание и эрозию почвенно-растительного слоя в откосной части земляного полотна.

Для строительства трассы пришлось вырубить часть лесополос. Предусматривается ли высадка новых насаждений вдоль автомагистрали?

Николай Евсюков: Действительно, часть старых лесополос пришлось вырубить. Количество деревьев под вырубку и породный состав древесины были определены в актах обследования, на основе которых Министерство экологии и природных ресурсов РК выдало разрешение на их снос. Учтенная проектом компенсация будет выплачена в бюджет РК. Впоследствии вдоль трассы "Таврида" планируется высадить около 322 тысяч новых зеленых насаждений.

Проект "Тавриды" предусматривает строительство десятков мостов, путепроводов, многоуровневых развязок. Железобетонные изделия для них планируется изготавливать в Крыму или доставлять с материка?

Николай Евсюков: Большую часть железобетонных изделий планируем производить в Крыму, для чего развернуты бетонные заводы и завезены опалубочные формы. В частности, уже организован выпуск железобетонных свай, балок, плит, фундаментных блоков и другой продукции, необходимой для строительства искусственных сооружений (мостов, путепроводов).

Как контролируется качество работ, учитывая, что к реализации проекта привлечены субподрядчики?

Николай Евсюков: Контроль качества производства работ осуществляют сотрудники ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым". В крымском управлении "ВАД" организован собственный отдел технического надзора, который занимается строительным контролем над выполнением субподрядных и прочих работ. Помимо того, мы привлекаем специализированные организации, имеющие необходимое количество высококвалифицированного персонала, контрольно-измерительную технику и приборы.

Справка "РГ"

Автодорога "Таврида" категории 1В, протяженностью 250,7 километра будет иметь четыре полосы движения с разделительной полосой и обочинами шириной 3,5 метра каждая. Многие населенные пункты она обойдет, для чего предусмотрено строительство 18 транспортных развязок и 120 искусственных сооружений. Расчетная скорость движения на трассе - 120 километров в час. При строительстве планируется использовать инновационные технологии, которые позволят значительно продлить срок эксплуатации трассы, в частности асфальтобетон сможет прослужить без капремонтов 18 лет даже с учетом интенсивного движения транспорта - от 11 до 32 тысяч автомобилей в сутки. Для защиты от дорожного шума жителей сел, расположенных вблизи трассы, планируется установить 57 668 погонных метров акустических экранов из звукопоглощающих и звукоизолирующих панелей. Финансирование строительства - 166 миллиардов рублей - планируется за счет федерального бюджета.Как рассказал корреспонденту "РГ" технический директор компании, ведущей реставрацию, Петр Щедрин, по этой причине балюстраду пришлось разобрать до уровня кровли, после чего чугунные постаменты, которые держат балюстраду и сами скульптуры, заменили на новые, стальные, сделанные по историческим размерам. После этого начали собирать всю конструкцию обратно.

- Сборка заняла полтора года, - рассказал Щедрин, - оказалось, что на свои родные места ничего не встает, детали уже имели какие-то деформации. Собирали балюстраду фактически дважды, первый раз мы новые несущие постаменты поставили на плавающие крепежи, чтобы немного двигать несущую конструкцию. Посмотрели, потом снова разобрали и сделали крепежи постоянными. На все работы ушло примерно 125 миллионов рублей.

Факт

АО "ВАД" возглавляет список 100 лучших подрядных дорожно-строительных предприятий России не только по объемам выполненных работ, но и по высокому качеству. Компания работает в Санкт-Петербурге, Карелии, Вологде, Архангельске, Перми, Ярославле, Калининграде и Крыму.- Сборка заняла полтора года, - рассказал Щедрин, - оказалось, что на свои родные места ничего не встает, детали уже имели какие-то деформации. Собирали балюстраду фактически дважды, первый раз мы новые несущие постаменты поставили на плавающие крепежи, чтобы немного двигать несущую конструкцию. Посмотрели, потом снова разобрали и сделали крепежи постоянными. На все работы ушло примерно 125 миллионов рублей.

На правах рекламы