- Знаете, что такое полимер? - инструктор обращается к юным исследователям, самому младшему из которых 5 лет. - Стаканчик, лоток, одежда - все это полимеры, они состоят из маленьких частиц, соединенных в длинные цепи.
А вот новость о том, что человек тоже полимер, дети восприняли с недоверием. Зато с удовольствием согласились отправиться в прошлое и изобрести свой полимер, как это делали в древности первые ученые.
Очки, перчатки, колбы, пипетки, ступки, персональный набор химикатов - необычное научное приключение гарантировано. Особенно если обещают дать в руки настоящую газовую горелку.
- Мы стараемся сделать так, чтобы процесс познания и учеба превращались в увлекательную игру, - объясняет технический директор WOW!HOW? Сергей Шкляев. - В нашей команде около 50 ученых - выпускники и аспиранты ведущих вузов, которые глубоко погружены в науку и умеют об этом просто и увлекательно рассказывать. Важно, чтобы ребенок все делал сам и наблюдал.
Полученный полимер производит странное впечатление - нечто слизкое и мягкое. Но тут инструктор предлагает его "оживить". В ход идут железные крошки, и вот уже серая аморфная масса, как живая, ползет к магниту и засасывает его внутрь.
- Смотрите, чужой съел магнит, - не выдержал один из мальчишек.
Дети и инструкторы с одинаково горящими глазами долго еще экспериментируют с "лизуном" и магнитом, параллельно узнавая про соединение атомов и цепочки ДНК.
- Это самый настоящий эксперимент, и что-то может пойти не так, поэтому мы искренне радуемся вместе с детьми, когда все получается, - говорит выпускник физфака МГУ, сотрудник Политехнического музея и один из инструкторов Михаил. Самое сложное, по его словам, придумать, как объяснить ребенку незнакомое явление на понятном ему языке и создать безопасный, но наглядный эксперимент.
Первый фестиваль науки прошел в 1989 году в Эдинбурге, до сих пор он остается одним из крупнейших в мире. Но у нас есть и свой огромный опыт.
- В Советском Союзе направление эдьютейнмент (от англ. education - образование и entertainment - развлечение) тоже активно развивалось на кружках и секциях, где дети, например, собирали макеты планеров и изучали законы аэродинамики, - рассказывает Сергей Шкляев.
В России один из крупнейших научных фестивалей для всей семьи проходит в РАН. Там можно найти все от роботов до насекомых. А в течение года WOW!HOW? приглашает детей на специализированные мастер-классы.
Учителя к таким интерактивным урокам относятся по-разному. Кто-то приводит своих детей целыми классами, а кто-то жалуется на то, что вся эта занимательная наука слишком дорого стоит - от 990 рублей за полтора часа погружения в эксперимент.
- Это не самое дешевое удовольствие, - соглашается Шкляев. - Мы не скрываем, что работаем на самообеспечении. Но если сравнить стоимость мастер-класса и одного похода в кино, то разница окажется невелика, а вот пользы очевидно больше.
Научные мастер-классы и интерактивные музеи открываются по всей стране. Строение тела человека можно теперь изучать не по учебникам, а забравшись внутрь глаза или сердца, а потом проверить полученные знания на интерактивной хирургической операции.
Возникает вопрос, а почему бы не интегрировать такие мастер-классы в школьную программу. Но Сергей Шкляев уверен, что если они попытаются встроиться в "большую систему", потеряют главное - свою гибкость и необходимость всегда быть эффективными.
- Сегодня потребность в таких проектах настолько высока, что конкуренции фактически нет, - объясняет он. - Каждый новый проект играет на руку всем остальным. Потребитель становится более требовательным, его интерес растет, а значит, мы постоянно должны развиваться и придумывать что-то новое. От этого выигрывают все, и прежде всего дети.
В Белгороде буквально на днях представили новый проект - IT-классы. Девчонки и мальчишки на вопрос о том, зачем они сюда пришли, начинают вспоминать фестиваль науки в Белгороде, где роботы из конструктора LEGO "оживали" благодаря специальным программам, и самое удивительное - "руководили" этим процессом семилетние малыши.
- Увлечение программированием необходимо поощрять, ведь скоро знания в этой области потребуются примерно половине всех специалистов, - говорит начальник регионального управления информационных технологий Евгений Мирошников. - Однако зачастую тягу к знаниям и новым открытиям будущих касперских убивают их же родители. Они думают не о самоопределении ребенка, а о том, как он сдаст экзамены в 9-м и 11-м классах. Поэтому выбирают, как правило, обществознание.
На Дальнем Востоке крупнейший научный фестиваль проходит в Дальневосточном федеральном университете во Владивостоке.
- Практически каждая кафедра университета независимо от направленности - гуманитарной, естественно-научной или технической - старается представить свой интерактивный стенд. Последний детский фестиваль посетили около шести тысяч человек, - рассказывает директор департамента внешних коммуникаций ДВФУ Алексей Магаляс.
А родители вспоминают, как их дети, например, собирали вместе со студентами школы биомедицины скелет человека из… макаронных изделий, приклеивая их к листу бумаги.
- Сейчас сын пошел в первый класс. Думаю, что когда в школе начнется теория, ему будет гораздо легче ее воспринимать, - говорит житель Владивостока Роман Савин.
В Ульяновске все лето по воскресеньям проходил детский мини-фестиваль "Наука на траве". Организатором стала ульяновская общественная лаборатория Future Lab.
- Мы не ставили задачу в рамках фестиваля чему-то научить детей. Мы хотели увлечь их, показать, что наука - это круто и интересно, зажечь в их глазах искру и подтолкнуть к мечте стать учеными, - говорит координатор проекта Светлана Иванова. - Мы думаем, что наш фестиваль вполне может стать для многих детей толчком в будущее и подарить миру новых гениев инженерии, генетики, космонавтики.
Немаловажно, что участие в фестивале было абсолютно бесплатным. Организаторы выиграли мини-грант областного министерства по делам молодежи и смогли привлечь к проекту спонсоров.
В Волгограде фестивали науки традиционно проходили в госуниверситете, но в этом октябре мероприятие впервые выйдет за пределы учебного заведения: на Центральную набережную, в планетарий и областную библиотеку.
- Наша аудитория - это 0+. Надеемся заинтересовать всех, так программу и формируем, - рассказывает представитель ВолГУ Вячеслав Шевченко. - Для детей будут роботы и химические опыты, для студентов - "круглые столы" и лекции. Но единичные мероприятия типа фестиваля не вызывают всплеска интереса к науке. Мы стараемся делать упор на развитие различных семинаров и кружков в университете. Запись уже идет.
На предстоящем фестивале не обойдется без зельеварения. Кафедра биологии приглашает в фитобар, где волгоградцы смогут понаблюдать за изготовлением фиточаев из целебных трав, растущих в регионе, и получить рекомендации по правильному сбору и сушке полезных растений.
Подготовили Виталий Ахмеров, Роман Мерзляков, Анна Скрипка, Александр Филимоненко