Напомним, что в октябре 1943 года в лагере смерти, созданном нацистами в мае 1942-го в оккупированной Польше, началось восстание, организатором которого стал советский офицер Александр Печерский. Восставшим удалось невозможное - они фактически уничтожили лагерь, в котором за полтора года были умерщвлены около 250 тысяч евреев из разных стран мира.
Первые упоминания о Собиборе прозвучали в 1944 году в опубликованном в "Известиях" очерке Василия Гроссмана "В городах и селах Польши", а позже - в статье "Фабрика смерти в Собиборе" в "Комсомольской правде". Но после окончания войны имя Печерского на родине было незаслуженно забыто, и только в последние годы память о его подвиге пробилась сквозь преграды. В 2014 году история восстания в Собиборе стала частью школьной программы по истории, а в 2016-м президентом России Владимиром Путиным был подписан Указ о награждении Александра Печерского посмертно орденом Мужества.
Копия этого указа была передана министром культуры России Владимиром Мединским директору польского "Музея на месте Собибора". На презентации нового фильма он признался, что "давно болеет этой историей". По мнению министра, если бы не Александр Печерский и не герои, организовавшие побег, к концу войны этот концлагерь, возможно, сравнялся бы по количеству жертв с фашистским концлагерем Аушвиц-Биркенау. И Мединский понял: необходимо создать российский художественный фильм "Собибор". Ведь подвиг Печерского еще в 1987 году получил экранное воплощение в Великобритании. Главную роль в британской картине "Побег из Собибора" исполнил известный актер Рутгер Хауэр. В российском фильме, который, как ожидается, выйдет на экраны в 2018 году, Печерского играет Константин Хабенский, он же является режиссером. На презентации от имени съемочной группы выступил сценарист Александр Адабашьян, а актриса и депутат Мария Кожевникова зачитала фрагмент из книги Ада де Лимпта "Сельма, женщина, пережившая Собибор". В ленте Хабенского Кожевникова играет именно Сельму.
"Это восстание возглавил и разработал его план советский лейтенант Александр Печерский. За ним пошли сотни узников лагеря из Франции, Польши, Нидерландов, Чехословакии, конечно, Советского Союза. Они представляли разные страны, но были едины в своей жажде к жизни, в стремлении отстоять свою свободу и защитить человеческое достоинство", - подчеркнул, открывая презентацию, глава Российского исторического общества, директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин. По его словам, подвиг узников Собибора живет в сердцах людей разных стран, независимо от колебаний внешнеполитической конъюнктуры. "В этой связи не могу не выразить глубокое разочарование отдельными решениями польских властей в отношении сноса памятников советским солдатам, освободившим Польшу от фашизма, и решением не допустить Россию работать в международном управляющем комитете мемориального музея Собибор", - сказал Нарышкин.
На презентации присутствовал и посол Польши Влодзимеж Марчиняк. Как и следовало ожидать, никто из выступавших не обошел вниманием принятый летом польскими властями закон, предусматривающий снос памятников советским воинам, которые можно квалифицировать как "пропагандирующие коммунизм". Выступая перед собравшимися, Марчиняк подчеркнул, что сразу после войны польская культура столкнулась с проблемой "есть ли поэзия после Аушвица?", то есть какой художественный язык найти, чтобы выразить все сложности ситуации, в которой находились тогда люди, и в концлагерях делали выбор в пользу жизни. Посол Польши выразил благодарность и уважение членам съемочной группы и всем, кто предпринял попытку найти свой язык для рассказа о тех трагических событиях Второй мировой войны. При этом он четко обозначил официальный польский знак равенства между фашизмом и коммунизмом. В конце своего выступления посол коснулся вопроса памятников - подчеркнул, что "все изменения в законодательстве были, к сожалению, необходимы".
С мнением посла Польши в России не согласны те, кто собрался в Варшаве на первой международной конференции "Чтите их память". Участники мероприятия, организованного польским содружеством KURSK, которое занимается восстановлением воинских кладбищ и памятников в Польше, приняли совместное обращение к президенту этой страны Анджею Дуде. "Памятники воинам-освободителям - это символ признания подвига советских солдат в освобождении стран Европы от фашизма. А главное, это предостережение нынешнему и всем последующим поколениям о том, что возрождение фашизма в любой из цивилизованных стран недопустимо и однозначно преступно", - говорится в документе. "Обращаемся к вам с призывом положить конец осквернению памятников. Наше общее прошлое после уничтожения монументов и мемориалов не изменится, и мы абсолютно уверены, что рано или поздно все встанет на свои места", - подчеркнули участники конференции, которая прошла в культурном центре при посольстве России в Польше. Посол Сергей Андреев в своем выступлении на конференции подчеркнул: "С 2014 года участились и случаи вандализма на советских мемориальных объектах в Польше, причем большинство из них совершается не в отношении так называемых "символических" памятников, а на воинских кладбищах, что не имеет оправдания с точки зрения любых нравственных норм - как христианских, так и простой человеческой порядочности". Он привел ужасающие цифры: "В 2014 году посольству стало известно о 15 случаях осквернения советских воинских кладбищ и 7 памятников, в 2015 году - соответственно о 18 и 7 случаях, в 2016 году - о 9 и 6, в 2017 году-- о 6 и 4". "За 2015-2016 годы на Польшу пришлись 53 из 79 случаев противоправных действий в отношении советских мемориальных объектов за рубежами России", - цитирует главу российской дипмиссии ТАСС. При этом Сергей Андреев отметил, что местные власти осквернение советских воинских мемориалов как правило осуждают, стараются оперативно устранять их последствия, хотя бывает и так, что повреждения настолько велики, что для их устранения требуется значительное время и немалые средства.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"