Новости

13.10.2017 11:00
Рубрика: Общество

Примирять, а не сеять раздор

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл - о потрясениях ХХ века и о том, как "жить не по лжи"
Выступая на заседании Высшего Церковного Совета в Храме Христа Спасителя, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поделился своими мыслями о потрясениях XX века и о том, как воспринимать их в сегодняшнем октябре:
 Фото: Виктор Васенин/РГ  Фото: Виктор Васенин/РГ
Фото: Виктор Васенин/РГ

"Мы заседаем в октябре, и нас отделяют буквально дни от 100-летия воспоминаний о революционных событиях. В связи с этим хотел бы (...) поделиться с вами своими мыслями.

Ровно сто лет назад в эти дни в нашей стране происходили революционные события. Именно тогда Россия стремительно шла к большевистской революции - на тот момент она была уже неизбежна, в обстановке всеобщего хаоса, фактического безвластия и военного кризиса.

Последствия событий 1917 года мы хорошо осознаем. Даже тот храм, в котором мы сейчас находимся, - его уничтожение, печально знаменитая кинохроника взрыва Храма Христа Спасителя - яркий символ яростного разрушения, бунта, подрыва устоев, которые принес с собой октябрь 1917 года.

Но Храм Христа Спасителя сегодня есть. Он восстановлен во всем благолепии. И этот восстановленный храм - значительно более важный для нас символ. Символ примирения, символ исправления трагических ошибок наших предшественников.

 События ХХ века для многих людей - это все еще кровоточащая рана. К сожалению, эти горькие страницы нашего прошлого сегодня часто становятся предметом спекуляций, в том числе и на художественном уровне

Оценивая события 1917 года и их последствия, мы должны держать перед глазами обе картины. Взрыв храма и его восстановление - это звенья единой цепи нашей истории ХХ века, и оценивать ее можно только целостно. Ни в коем случае не отрицать и не обелять очевидное зло, - но признавать факты, анализировать их во избежание повторения революционных ужасов.

Однако мы сегодняшние смотрим на это зло уже из перспективы его преодоления - мы молимся и собираемся в восстановленном храме. Именно в комплексе этого храма, что также символично, проходят заседания Всемирного русского народного собора, главная цель которого - консолидация нашего народа. Именно в этих стенах многократно звучали наши слова, заявления общественности о необходимости примирения, в том числе исторического, о важности солидарности. Именно примирение и солидарность должны быть рефреном нашей сегодняшней общественной дискуссии - тем более с оглядкой на недавнюю историю.

Возможна ли объективная оценка истории? Спорный вопрос и предмет баталий. История - очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов - как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы. Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов. Особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом.

События ХХ века для многих людей - это все еще кровоточащая рана. Царственные страстотерпцы, сонм новомучеников и исповедников за веру, сотни тысяч жертв, уничтоженное духовное наследие, изгнание интеллектуального цвета нации за ее пределы… К сожалению, эти горькие страницы нашего прошлого сегодня часто становятся предметом спекуляций, в том числе и на художественном уровне. Художник имеет право на художественный вымысел. Но художественный вымысел и ложь - это разные вещи. Художественный вымысел является драматургическим приемом и как таковой усиливает интерес зрителя к историческим фактам. Ложь - это не драматургический прием. Ложь грубо искажает историческую действительность и сознательно вводит людей в заблуждение. Именно ложь лежала в основе пропаганды, ввергшей наш народ в революционный хаос, а затем и в пучину страданий. Не потому ли обращенный к стране призыв Александра Исаевича Солженицына "жить не по лжи" прозвучал так пронзительно и получил такой живой отклик, и в первую очередь в среде нашей художественной интеллигенции?

"История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков" - это слова Василия Осиповича Ключевского. Какие уроки ХХ века нам самим необходимо выучить, чтобы не наступать на те же самые грабли?

Хочется надеяться, что все наши воспоминания о событиях недавнего прошлого - в том числе в форме произведений искусства - будут содействовать прежде всего примирению, а не служить источником новых раздоров и гражданских распрей, не становиться поводом для оскорбления чьих-либо чувств и ценностей. Мы все - верующие и атеисты, художники и нехудожники, консерваторы и либералы - призваны к тому, чтобы жить в одной стране, в одном обществе и заботиться о его целостности.

Каждую Литургию мы молимся о единстве. Также мы призваны молиться и о гражданском единстве, о единении народа, памятуя о страшных искушениях, о раздорах и противостояниях, сотрясших Россию в ХХ веке..."

Подготовил Игорь Елков