"Черно-фиолетовые тела в зеленых ветвях, поросших мхом стволов, с водой, затейливо извивающейся и каскадами падающей на кроваво-красных камнях и красно-бурой почве".
Александр Яковлев писал свои африканские дневники так же, как картины, - наполняя поверхность что листа, что холста красками, которые наблюдал вокруг себя во всей красоте и полноте. Отрывок сопровождает холст "Ручей в чаще леса" - и текст с изображением друг друга стоят.
В 1925-м художник-эмигрант, выпускник Академии художеств Яковлев стал участником "Черного рейда", рекламно-исследовательской экспедиции по Африке, организованной Андре Ситроеном. Участники рейда - биологи открывали экзотические растения, операторы набирали материал для кинокартин, а Яковлев рисовал и писал. На отчетной парижской выставке, одной из сенсаций 1926 года, все двести с лишним его картин и рисунков были распроданы, Яковлев получил орден Почетного легиона. Дневники же, хранившиеся в РГАЛИ, расшифрованы и изданы только сейчас. Выставка "Черный рейд" приурочена к выходу в издательстве "Искусство - XXI век" одноименного тома с дневниками и картинами.
Яковлев в России сегодня хранится в Русском музее и в частных коллекциях, по которым кураторы и собирали его первую персональную выставку в России с 1928 года.
Мы подзабыли, насколько он редкий рисовальщик и изысканный колорист, способный усвоить и русские пейзажи и экваториальную экзотику. Герои сангин не скопированы с натуры, а с точностью показаны в текущий момент их жизни - они стоят, сидят, напряженно глядят на художника, пока тот вычерчивает очертания их "черно-фиолетовых" мускулистых тел. Или величаво и с достоинством смотрят в сторону, как тонколицый Абура, вождь племени абабуа, и мускулистая "Женщина со страусом". Диким зигзагом на фоне неба танцует "Туземный мост у форта Аршамбо", по которому спешат медного цвета женщины с кувшинами, "Зиндер", земляной дом на Конго, пышет жаром желтого песка. Африканские принцессы "Тити и Нарангхе" (7 лет назад купленные на Sotheby s русским коллекционером за 2,5 млн фунтов) смотрятся нашим ответом гогеновским таитянкам. "Танец Кули-кута" исполняет угольно-черный мужчина в белоснежной хламиде на фоне ярко-синего неба: бьющие по глазам контрасты выглядят модернистским приемом, в то время как это считай, что снимок с натуры. Один из многих, которые Яковлев успевал набрасывать на привалах.
Он изображал живых людей в их самобытности, и потому в его работах нет масок и африканскойскульптуры. Но о них подумали кураторы, развесившие повсюду музейного уровня образцы племенного искусства. И выставка стала проектом художественно-этнографическим..