Им стала Одри Азуле, которая в 2016-2017 гг. занимала пост министра культуры и коммуникаций Франции, а до этого курировала тот же блок вопросов в Елисейском дворце в качестве советника президента Франсуа Олланда.
Умная, обаятельная, хорошо образованная и энергичная, она, безусловно, по праву займет высший пост в здании на площади Фонтенуа в Париже. Мы познакомились во время ее работы в Елисейском дворце, когда шла подготовка выставки произведений из коллекции С. И. Щукина в музее Фонда Луи Виттона. И она приложила немало усилий, чтобы этот проект, патронами которого были два президента - России и Франции, был осуществлен максимально успешно. Уверен, что в ее силах решение самых трудных проблем, которые сегодня осложняют повседневную жизнь этой организации, и осуществление самых амбициозных программ развития науки, культуры, образования. Позицию России по итогам голосования высказал наш постоянный представитель при ЮНЕСКО Александр Кузнецов, который выразил готовность поддерживать нового генерального директора в ее будущей работе.
Впервые в истории выборы генерального директора ЮНЕСКО проходили так долго - потребовалось шесть раундов, чтобы определить победителя. При этом голоса членов Исполсовета разделились почти поровну: за представителя Франции было подано 30 голосов, а за представителя Катара - 28.
И всему этому предшествовал громогласный выход США и Израиля из этой организации.
Решение Соединенных Штатов Америки прекратить свое членство в ЮНЕСКО, к которому присоединились израильтяне, было обнародовано в четверг, 12 октября, за день до финальных раундов голосования, во время которых Исполсовет должен был принять решение о том, кто станет новым генеральным директором этой важнейшей организации в системе ООН. Организации, которая задает тон в мировом международном сотрудничестве в гуманитарной сфере, - культуре, науке, образовании.
В пятницу,13 октября, в два часа дня по парижскому времени нужно было выбрать одну из двух кандидатов, занявших второе-третье места в предшествующих турах. Одре Азуле соревновалась с Муширой Хаттаб, карьерным дипломатом, послом, в 2009-2011 гг. занимавшей пост министра по делам семьи и населения Египта. Азуле победила в этом туре и в пятницу вечером вступила в борьбу за место генерального директора ЮНЕСКО с катарцем Хамадом бен Абдельазиз аль-Кавари, послом и министром (он был министром культуры, искусств и исторического наследия в 2008-2016 гг.), который набрал наибольшее число голосов во время предварительных раундов голосования. Он лидировал с достаточно большим отрывом от двух своих ближайших соперниц, набравших равное количество очков. Результат этого финального голосования Исполсовета удивил многих, но, на мой взгляд, он был в известной степени предопределен демаршем США и Израиля, которые явно не хотели усиления арабского влияния в этой организации.
Не думаю, что единственной целью американцев и израильтян было желание подать политический сигнал всем участникам голосования, но не заметить эту цель было бы неверно. Выход из ЮНЕСКО они объясняли, в частности, тем, что здесь заметно выросли антиизраильские настроения. Поэтому кандидаты из Катара и Египта были для них неприемлемы. Но заявить о выходе после победы одного из них было бы не то, чтобы хуже, но, пожалуй, менее эффектно и эффективно.
Отсюда такая острота реакции всех мировых средств массовой информации, в том числе и российских. Такое количество различных мнений, порой, радикально несхожих. Кому-то выход американцев и израильтян кажется катастрофой, кому-то ничем не значительным событием, на которое и внимания обращать не стоит. Как часто бывает в такой разноголосице мнений, истина находится посредине.
Разумеется, у ЮНЕСКО, как и ее прародительницы - Организации Объединенных Наций, как у любой мирового масштаба бюрократической структуры, есть множество недостатков. Наверное, она нуждается в обновлении административных инструментов. Но эти технологические по существу проблемы не могут быть реальной причиной для того, чтобы хлопать дверью. Судя по всему, США хотят в очередной раз напомнить о своей доминирующей роли в мире, "наказывая" международную организацию, где они являются одним из главных доноров. Но стоит напомнить, что американцы (а за ними и канадцы) приостановили платежи в ЮНЕСКО еще в 2011 году, когда большинством голосов в ЮНЕСКО была принята Палестина. Именно это обстоятельство предопределило в значительной степени сокращение средств не только на программы, но и на административные расходы.
Такого рода прецеденты были и прежде. США уже покидали штаб-квартиру на набережной Фонтенуа, когда им не нравились те или иные решения, принимаемые большинством членов ЮНЕСКО. И всегда оставляли за собой статус наблюдателя, который позволял не только принимать участие (в том числе и финансовое) в тех или иных программах, но и оказывать кулуарное влияние на деятельность всей организации в целом. Подобная оговорка существует и в нынешнем решении США. К тому же по процедуре американцы окончательно покинут ЮНЕСКО только в конце декабря 2018 года. А за это время их позиция может перемениться.
Надо понимать, что ЮНЕСКО - при всем своем несовершенстве - является уникальной площадкой, на которой можно обсуждать общемировые проблемы гуманитарного сотрудничества. И не только обсуждать, но и предлагать реальные подходы к их решению, добиваться искомого результата. Здесь успешно взаимодействуют профессионалы разных стран, которым трудно встретиться в других местах, в том числе, россияне и американцы. Потеря тех или иных участников этого процесса никому не приносит пользы. Как и ненужная политизация деятельности ЮНЕСКО, которая неизбежно ведет к конфронтации ее членов. Консолидация мирового профессионального сообщества - это одна из тех существенных проблем, которые придется решать новому генеральному директору ЮНЕСКО. Поэтому стоит пожелать ей удачи.