В России трудовое воспитание в школах было всегда. И никто не роптал. Старшеклассники на уроках труда проходили практику в сельхозбригадах, швейных мастерских, на промышленных предприятиях. Например, народная артистка России Надежда Бабкина в школе получила специальность "овощевод-механизатор" и сдавала экзамен по управлению гусеничным трактором.
С 2012 года, когда в России вступил в силу новый Закон "Об образовании в РФ", трудовому воспитанию места там не нашлось. Получается, что ученика невозможно заставить прийти на субботник в класс или подмести двор на пришкольном участке. Сейчас прорабатываются документы для того, чтобы вернуть в школу трудовое воспитание. "Согласие на возвращение трудового воспитания в принципе есть, все дело в деталях", - пояснил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.
В России почти 26 тысяч школ - сельские, и в регионах, тем не менее, остались профильные сельхозклассы. В Ставропольском крае, к примеру, сельские школы ежегодно зарабатывают до 25 млн рублей от продажи сельхозпродукции. Есть учебно-производственные бригады в школах Белгородской области. К примеру, за школой в селе Шелаево закреплено 25 гектаров земли, в школе несколько десятилетий работают учебно-производственные бригады.
Труд в наших школах появился в 30-х годах прошлого века. В 1937 году преподавание труда отменили, а школьные мастерские ликвидировались. Лишь в 1939 году перед школами снова поставили задачу готовить учеников к будущей практической работе. В 1955-56 гг. в расписании появился ручной труд, занятия в мастерских и на опытных участках.
Татьяна Абанкина, директор Центра государственного сектора экономики ВШЭ:
- Школьники хотят ходить на такие занятия по труду, которые позволяют им вписаться в современный мир. Им важно, чтобы это была коллективная работа, они хотят быть востребованными в команде и получить подтверждение результатов своего труда. Это могут быть сертификаты о получении квалификаций. Наши школьники готовы выйти и на сбор урожая, и поехать в экспедицию, если это будет осмысленно. Крупные образовательные комплексы в селе имеют свои хозяйства и успешно работают. Например, в Воронежской, Белгородской областях, В Якутии, Тыве есть особые экологические предприятия, где ученики с удовольствием проходят практику. Многие школы сейчас имеют робототехнику, 3D принтеры. Все это можно использовать для получения навыков будущей профессии. Так что сегодня мы говорим не столько о трудовом, сколько о развивающем обучении.