В канун празднования корреспондент "РГ" побеседовал с участниками строительства мемориала. Помимо профессиональных рабочих на кургане трудились студенты и солдаты. Молодой лейтенант Александр Варнавский был своеобразным военным прорабом.
- Личный состав нашего полка участвовал в земляных работах и в самом строительстве памятника. Я прибыл сюда после училища, - рассказывает Александр Николаевич. - Наши ребята работали вместе со специалистами как подсобная сила. Моя задача была выделить солдат и следить, чтобы не было чрезвычайных ситуаций. Иногда и личным примером вдохновлял: смотри, как я делаю. Внутри "Родины-матери" очищали бетон от гипса. Все испытывали гордость, работая там, поэтому к делу относились добросовестно. Помню, как забрался я статуе в кулак, куда потом меч установили. Ну и высота!
Мастерские стояли на склоне кургана, где сейчас храм Всех Святых. Там разместили гипсовый макет скульптуры высотой 5,4 метра. Потом с него сделали увеличенную в десять раз копию из железобетона.
Подполковник в отставке Николай Синяков тогда был простым солдатом и своими руками выкладывал мозаику в Зале воинской славы.
- Нас привлекли на заключительном этапе. В основном на земляных работах. В частности, подносили арматурные конструкции для "Родины-матери" и других композиций. В зале, где горит вечный огонь, выкладывали мозаичную плитку - кто подносил, кто клеил. Старались делать очень быстро, чтобы успеть к заявленной дате открытия, - припоминает Николай Иванович.
В основном фрагменты мозаики уже были подобраны по размеру. Иногда помогали себе молотком. Автор проекта Евгений Вучетич сам брал инструмент и объяснял, как сделать лучше.
- Мы с Вучетичем не общались особо. Но нам он показался очень доступным, простым в обращении. Подойдет, подскажет: "Сынки, ребятки! Вот так надо. Видите?" - вспоминает Синяков.
А сколько осколков боеприпасов извлекли из многострадальной земли кургана! Хотя солдат с лопатами допустили только после того, как всю территорию шаг за шагом прошли саперы. Но изредка все же натыкались на опасные напоминания о войне.