При этом продолжительность жизни на селе увеличилась на 2,5 года (до 70,5 года), тогда как у горожан - на 1,84 года (до 72,3 года). Такие данные привела министр здравоохранения Вероника Скворцова.
Эти положительные изменения министр объясняет совершенствованием оказания медицинской помощи - тем, что охват сельского населения современной диспансеризацией превысил 18,5 миллиона человек, что активно открываются новые фельдшерские пункты и врачебные амбулатории (их сейчас соответственно 36 и 12 тысяч), что в деревни медики приезжают сами. В минздраве также считают, что сыграли свою роль и запрет на розничную продажу алкоголя с 23.00 до 8.00 часов, и увеличение акцизов на алкогольную продукцию.
Эксперты же полагают, что если на селе и стали меньше пить, то вовсе не оттого, что стали больше ходить по врачам или не успевают купить бутылку. "Это последствия кризиса, - уверен директор Центра конъюнктурных исследований НИУ "Высшая школа экономики" Георгий Остапкович. - Реальные доходы падали, население закредитовано, приходится больше работать. Меньше времени на алкоголь остается".
Директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадим Дробиз напоминает, что стрессы сельские жители традиционно снимают вовсе не магазинным алкоголем.
"Дело в том, что вообще никто не знает, сколько выпивает сельский житель, отмечает Дробиз. - Легального алкоголя, проходящего через систему ЕГАИС, там продается не более 4 процентов. Все остальное - это самогон. Он нигде не учитывается. Но не думаю, что он более полезен для организма, чем водка или вино. Сейчас отменили запрет на спиртосодержащие лекарственные настойки. Будут пить "Боярышник". Он у нас стал таким уже социальным алкоголем". Что касается официальной статистики снижения смертности от алкоголизма, то, по мнению эксперта, люди могут погибать и от иных заболеваний, провоцируемых систематическим и неконтролируемым употреблением спиртного.