От чего зависит научная продуктивность университета

Сибирский федеральный университет стал самым цитируемым среди вузов Российской Федерации за 2016 год по направлению биология и биохимия в системе Web of Science. Это крупнейшая поисковая платформа, объединяющая реферативные базы данных публикаций в научных журналах и патентов, в том числе и базы, учитывающие взаимное цитирование публикаций. О том, как этого удалось достичь, "РГ" рассказал ректор СФУ, академик Евгений Ваганов.

Евгений Александрович, почему при оценке работы вузов так важна именно публикационная активность?

Евгений Ваганов: Публикационная деятельность - это общепризнанный индикатор научной продуктивности академических институтов и образовательных учреждений. Важность публикаций для образовательного процесса значительна. Качественные публикации учреждения подтверждают уровень профессорско-преподавательского состава университета. По сути, публикационный процесс в образовательной деятельности имеет прямое отношение к уровню подготовки специалистов.

Но сама по себе публикационная активность - лишь начальный индикатор, где важно широкое представление полученных в рамках научных исследований знаний. Это могут быть и полноценные статьи, и отчеты либо обзоры в научных изданиях, журналах, которые распространяются либо по подписке, либо с помощью специализированных баз. Большинство таких публикаций представляют решение фундаментальных задач.

Влияет ли публикационная активность на место университета в рейтингах?

Евгений Ваганов: Конечно! Наукометрические показатели, в том числе и критерий публикационной активности, - практически всегда являются частью рейтингов, за исключением узконаправленных или тематических. Чем выше уровень научных публикаций, чем в более качественных журналах они напечатаны, чем чаще их цитируют коллеги по цеху, тем выше позиция в рейтингах. А на рейтинги сейчас обращают внимание все - абитуриенты, преподаватели, учредитель, любые партнеры, заинтересованные в выборе университета, в том числе и для сотрудничества.

Средневзвешенный индекс цитирования вашего университета в области биологии и биохимии на 2016 год составлял 8,5. Что это значит?

Евгений Ваганов: Это значит, что он в 8,5 раза выше, чем среднемировой. То есть по исследованиям в биологии и биохимии в 2016 году наш научный продукт оказался в 8,5 раза востребованнее, хотя это уже обработанный показатель.

В СФУ знают, как стимулировать публикационную активность ученых

Но этого невозможно добиться всего за год. Видимо, интерес нарастал постепенно?

Евгений Ваганов: Да, это долгосрочная работа. Для академического сообщества важно не только количество публикаций, гораздо важнее их качество и то, в каких журналах их печатают. За последние три года мы целенаправленно увеличили количество публикаций в первой десятке высокорейтинговых журналов. А часть наших публикаций издается в журналах, которые относятся к ведущим изданиям в мире по конкретной тематике. Если в мире по молекулярной биологии, либо по наноплазмонике издается 30 журналов, то наши статьи представлены в лучших из них. До нас в Сибирском федеральном округе таких темпов роста публикаций в высокорейтинговых журналах никто не демонстрировал.

И как же этого удалось добиться?

Евгений Ваганов: В университете создан целый ряд механизмов по повышению и стимулированию публикационной деятельности. Во-первых, мы поддерживаем активных ученых, которые взаимодействуют с зарубежными университетами, являющимися лидерами в определенной научной области. Во-вторых, мы приглашаем экспертов из того же Web of Science, либо Scopus (библиографическая и реферативная база данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. - Ред.) и прочих ведущих специалистов, которые рассказывают, как переформатировать логику изложения материалов, в том числе и на английском языке.

Это позволяет коллегам повысить квалификацию в публикационной деятельности. А самое главное - внедрить в сознание молодых ученых мысль, что без работы с научными материалами, которые издаются в мире, вы не создадите ничего своего. С каждым годом все больше аспирантов, магистрантов, молодых ученых мы погружаем в научно-образовательное информационное поле, давая им возможности получать актуальные научные данные и находить ниши, где они могут публиковать свои результаты. Конечно, мы не отказываемся и от публикаций на русском языке, но выделяем целевые группы, которые способны и хотят публиковать свои результаты в международных журналах. И всецело это поддерживаем.

8,5 - индекс средневзвешенного цитирования публикаций СФУ по биологии и биофизике

Для общества, да и для регулятора научно-образовательного процесса, не менее важно, насколько финансово эффективен университет, способен ли он зарабатывать деньги на науке. Как обстоят дела с этим?

Евгений Ваганов: Доходы от научной деятельности в Сибирском федеральном университете выросли в 2 раза по сравнению с плановым показателем и превысили 1 миллиард рублей. В течение года научный доход пополнялся за счет грантов президента России, грантов, полученных от российских фондов (РНФ, РГНФ, РФФИ, ККФН), зарубежных грантов, побед университетских ученых, одержанных в рамках постановлений правительства РФ, федеральных целевых программ, а также средств, полученных в результате выполнения хоздоговоров. Хочу подчеркнуть, что более 60 процентов этой суммы составили средства, полученные в результате взаимодействия с бизнесом. Это нелегкие деньги, но это показатель доверия университету, нашей способности генерировать новые идеи и создавать продукт, который удовлетворяет запросы бизнеса. Наибольший объем в структуре дохода составили работы по договорам с ИИС имени Решетнева, компаниями "Норникель", "РУСАЛ", НПП "Радиосвязь", а также компаниями "Полюс" и "Роснефть". В будущем мы рассчитываем увеличить объемы научного сотрудничества в секторе энергетики и строительства, видим здесь большой потенциал.