16.10.2017 18:07
Текст: Юлия Васильева (julia@rg.ru)

Работать без границ

В Вологодской области создается крупнейший на территории Союзного государства российско-белорусский промышленный кластер
Торжественная церемония запуска участка сборки союзного погрузчика-экскаватора, а также открытия второй конвейерной линии по сборке тракторов "Беларус" мощностью от 120 л.с. состоялась на площадке Череповецкого литейно-механического завода (ЧЛМЗ).

В мероприятии приняли участие заместитель министра промышленности Беларуси Александр Огородников, заместитель госсекретаря Союзного государства Алексей Кубрин, заместитель губернатора Вологодской области Алексей Кожевников, директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Евгений Корчевой.

Белорусские и российские журналисты в рамках пресс-тура "Вологодская земля - крупнейший машиностроительный кластер России и Беларуси", организованного Постоянным комитетом Союзного государства и Международным информационным агентством "Россия сегодня", стали непосредственными свидетелями данного события.

Сотрудничество Череповецкого литейно-механического завода и Минского тракторного завода (МТЗ) началось в 2010 году и с каждым годом все успешнее развивается. По данным Правительства Вологодской области, новая производственная линия стала прорывным этапом в развитии тракторостроения региона, в результате которого выпуск тракторов на ЧЛМЗ увеличится до 4000 единиц в год.

Выпуск тракторов и погрузчиков не будет единственным проектом. В течение ближайших нескольких лет на базе ЧЛМЗ планируется создать белорусско-российский машиностроительный кластер. По результатам встречи российской и белорусской делегации было достигнуто нескольких принципиальных договоренностей. Так, ЧЛМЗ и МТЗ рассмотрят возможность открытия в Череповце производства комплектующих и сложных узлов для тракторов. Кроме того, рассматривается перенос в Череповец ряда сборочных операций по производству двигателей для тракторной техники, а также мостов и трансмиссий.

Как отметил заместитель министра промышленности Беларуси Александр Огородников, опыт кооперационного сотрудничества Минского тракторного завода и Череповецкого литейно-механического завода может выступать в качестве пилотного проекта для бизнеса. "Этот проект интересен с экономической точки зрения, он может быть перенесен и в другие регионы России", - сказал заместитель министра. Александр Огородников также подчеркнул, что перед Беларусью и Россией стоит общая задача - выходить на рынки третьих стран. "Мы вспомнили, как взаимодействовали во времена Советского Союза, сейчас мы начали это взаимодействие восстанавливать", - отметил он.

Одним из крупных проектов Беларуси и России в промышленности назвал сотрудничество ЧЛМЗ и МТЗ заместитель госсекретаря Союзного государства Алексей Кубрин. "Запуск нового конвейера является значимым событием в жизни Союзного государства. Сегодня не так много проектов в области машиностроения, которые имеют практическую направленность и реализуются в рамках совместного взаимодействия Министерства промышленности Беларуси и Министерства промышленности и торговли России. Этот проект можно назвать одним из крупных", - отметил он.

Высокий потенциал в развитии кооперации между ЧЛМЗ и МТЗ, видят и в Минпромторге России. "Мы видим высокий потенциал в развитии кооперации между Минским тракторным заводом и Череповецким литейно-механическим заводом. Сегодня мы провели предметные переговоры и наметили пути решения существующих проблем. При этом принципиальным для нас является вопрос увеличения производства в России и поставок российских компонентов и узлов для белорусских тракторов и двигателей, - пояснил директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Евгений Корчевой.

По словам представителя Минпромторга, сегодня в России очень много производителей компонентов для этого трактора, но, к сожалению, сейчас доля их компонентов в тракторе составляет всего 10 процентов. "С помощью этого проекта мы ее увеличим. Тем самым развивая кооперацию между нашими странами. Зачем нам нужна чешская топливная аппаратура, итальянские редукторы, когда у нас Союзное государство, у нас есть российское и белорусское производство, и мы должны взаимовыгодно это производство развивать", - отметил Евгений Корчевой. Он также подчеркнул, что это первый этап и сейчас необходимо по максимуму задействовать кооперацию и специализацию двух стран. Впоследствии, полученный опыт может быть использован в других регионах и отраслях России.