16.10.2017 19:43
    Поделиться

    Школьник из России решил знаменитую загадку Паппа Александрийского

    Школьник решил знаменитую математическую загадку Паппа Александрийского
    Ростовский школьник Макар Волков нашел решение знаменитой задачи древнегреческого ученого Паппа Александрийского, над которой ломали головы лучшие математики мира. Макар стал лауреатом Всемирного конкурса научных и инженерных достижений школьников в Лос-Анджелесе ISEF 2017. Как на бюджетной основе воспитать вундеркинда? Об этом - учитель Макара, кандидат физико-математических наук Южного федерального университета Михаил Гуров.

    Михаил Николаевич, в чем суть этой задачи?

    Михаил Гуров: Работа Макара называется так: "О системах касающихся окружностей, вписанных в обобщенные арбелосы Архимеда". Арбелосы - это такие треугольники, не все стороны которых являются отрезками. Представьте, что есть много окружностей, которые касаются друг друга, и все они вписаны в треугольник. Постепенно окружности становятся все меньше и меньше. Значения их радиусов явно подчинены какой-то формуле, здесь есть общая закономерность. Но что это за формула? Над этой загадкой бились многие и в конце концов сочли, что решения не существует. Примерно так я бы сформулировал то, чем мы занимались не один год.

    Почему вы за нее взялись, если знали, что решения нет?

    Михаил Гуров: Эта задача имеет очень интересную историю. Ее сформулировал древнегреческий математик Папп еще в IV веке. В XVII веке она была доказана для частного случая, но кто это сделал, история умалчивает. Похожие задачи описывает Хидэтоси Фукугава в своей книге "Священная математика". Японцы записывали математические головоломки на деревянных табличках-сангаку и вывешивали их в храмах. Но решения не предлагали. Это был такой "вызов на задачу", интеллектуальная дуэль. Но столь романтичный метод привел к тому, что свои решения они унесли с собой.

    А в наши времена ее пытались решить?

    Михаил Гуров: "Вызов на задачу" принимали многие. Последние сто лет особенно. Давали эту задачу и машине. При этом использовали самые сложные, невероятные методы.

    "Вызов на задачу" принимали многие. Последние сто лет особенно. Но даже машина не смогла найти решение

    Как все-таки получилось, что задачу решили в ростовском центре дополнительного образования?

    Михаил Гуров: В Ростове мощная математическая школа, у нас работают ученые с мировыми именами: Яков Михайлович Иерусалимский, Александр Васильевич Абанин и много других замечательных математиков. На такой научной базе можно сделать многое. Кстати, в центре занимаются самыми разными предметами, причем совершенно бесплатно, на бюджетной основе. Здесь могут учиться ребята со всей области, можно получать видеоуроки. Да, программа усложненная, но в центр приходят дети, которым интересно учиться.

    Вот и Макар такой. У него незаурядные способности: сказывается, что в семье есть математики. А заметили Волкова еще в школе, к нам его направила учительница, когда он учился в восьмом классе. У нас принято ругать образование, говорить, что все потеряно, нет больше математической школы, мы не замечаем своих гениев. Но в нашем случае как раз вся система сработала.

    Что вы почувствовали, когда решили эту знаменитую задачу?

    Михаил Гуров: Эйфорию! Мы проверяли формулы еще и еще раз и понимали, что нашли решение. Машина, которая на это заточена, не смогла, а мы смогли. Макар с этим решением стал победителем суперфинала конкурса "Ученые будущего" в Москве и получил право поехать в Лос-Анджелес на всемирный конкурс научных и инженерных достижений школьников. Свои работы там представили 1700 школьников из 76 стран.

    Ваш ученик похож на Перельмана?

    Михаил Гуров: Не похож. Он жизнерадостный парень с хорошим чувством юмора. Его уважают и учителя, и сверстники. Макар уже выбрал свой путь, этой осенью он поступил в МГУ на факультет вычислительной математики.

    Поделиться