"Во время стихийных бедствий автомобили чаще всего страдают от града и ливневых дождей, приводящих к затоплению, в том числе на нижних ярусах парковки, - говорит Олег Шумилин, заместитель гендиректора ВСК. - Конечно, опасность представляет и сильный ветер, который грозит падением веток, деревьев и даже конструкций на припаркованные авто".
Если машина застрахована только от угона и полной гибели, получить возмещение от града или падения дерева на лобовое стекло не выйдет. Но, как отмечает Максим Максимкин, начальник управления урегулирования убытков розничного бизнеса компании "Ингосстрах", в связи с падением доходов клиенты начинают экономить и покупать страховые продукты меньшей стоимости, например, защищающие автомобили только от угона и полной гибели".
Только от ущерба (без угона) автомобили страхуют вообще очень редко, по данным Максима Максимкина, доля таких договоров в общем объеме автокаско составляет всего несколько процентов. А доля выплат по риску стихийное бедствие во всех компаниях обычно колеблется на уровне процента.
"В 2017 году по всей стране в связи с неблагоприятными погодными условиями в ВСК было заявлено около 400 убытков по автокаско на общую сумму около 47 миллионов рублей. Этот показатель составляет менее 1 процента (и по количеству, и по сумме) от всех заявленных в компанию убытков, - рассказывает Олег Шумилин. - Из этих 47 миллионов 24 миллиона были выплачены после урагана в Москве 29 мая этого года. Тогда ВСК урегулировала 204 убытка по автокаско".
Процент, конечно, это мало. Но попасть в этот процент очень обидно. Ирина Ольшанская, управляющий продуктом Управления розничного страхования "РЕСО-Гарантия", приводит такой пример.
В районе Сокольники во время урагана на машину клиентки упали ветки дерева, поцарапало крышу, крылья и двери. На следующий день женщина обратилась в страховую компанию. На основании предоставленных документов в тот же день эксперт независимой экспертизы осмотрел поврежденный автомобиль, клиентке было выдано направление на проведение его восстановительного ремонта на СТОА официального дилера. Ремонт произведен в полном объеме. Работы стоимостью около 50 тысяч рублей оплатил страховщик.
Если машина оказалась "убита" стихией и ремонту не подлежит, страховщик выплачивает деньги.
"В "Ингосстрах" в связи с майским ураганом было заявлено около 680 случаев повреждения застрахованных автомобилей, - рассказывает Максим Максимкин. - По 17 убыткам восстановление автомобилей в связи со значительностью полученных повреждений было признано нецелесообразным. Выплаты по ним были осуществлены на условиях "полной гибели", на общую сумму свыше 8 миллионов рублей".
Если же машина застрахована только от полной гибели, но ремонту поддается, выплат не жди.
"В связи с ураганом в страховую компанию было заявлено два убытка по ТС, застрахованным только от рисков "Полной гибели" и "Угона", - продолжает Максим Максимкин. - В связи с тем, что причиненный ураганом ущерб по ним не превысил 75 процентов от размера страховой суммы, у страховой компании отсутствовала возможность рассматривать эти события на условиях "Полной гибели", и по объективным причинам в выплате страхового возмещения по данным убыткам клиентам было отказано".
Кроме того, как объясняет Ирина Ольшанская, полис каско не покрывает гидроудар (следствие попадания воды в работающий двигатель, когда водитель форсирует глубокие лужи вместо того, чтоб остановиться).
Хитрые автовладельцы порой пытаются свалить на стихию повреждения, с ней не связанные. Этот номер проходит редко. "Например, за полученные от падения дерева на ТС повреждения клиент также выдает образовавшееся ранее, но своевременно неоформленное им повреждение порога в нижней части, полученное при неудачной парковке, - рассказывает Максим Максимкин. - В таких случаях страховая компания может отказать в выплате возмещения в соответствующей части".
Для получения возмещения страховое событие важно правильно оформить. "В первую очередь необходимо позвонить в страховую компанию и получить в контакт-центре алгоритм действий. Скорее всего, вас попросят сфотографировать все детали происшествия: повреждения авто, объект, причинивший ущерб, обстановку вокруг машины и номер ближайшего здания, если это возможно. Дальше останется только подать документы в страховую компанию и ждать результата", - говорит Олег Шумилин.
"Факт происшествия должен быть зарегистрирован в территориальном подразделении ОВД/МЧС/органе, осуществляющем контроль и обработку данных о гидрометеорологических явлениях. Например, при повреждении автомобиля градом не требуется справка из ОВД, но требуется документ из метеослужбы о характере погодных явлений на дату происшествия, - дополняет Ирина Ольшанская. - При просадке грунта, провале почвы и так далее нужно предоставить справку из госорганов, уполномоченных производить расследование обстоятельств данного происшествия: МВД, ГИБДД, МЧС, аварийных служб или других компетентных".
При этом в случае аномальных явлений природы (таких как московские ураган в конце мая и ливень в начале июля) страховщики, как правило, вводят упрощенный порядок урегулирования и самостоятельно запрашивают справки из компетентных органов, освобождая от этой обязанности пострадавших клиентов.
Но если возникли проблемы с выплатой, за свои деньги можно и нужно бороться, считает автоюрист Алексей Зал. Он рекомендует проводить независимую экспертизу, запастись всеми документами (подтверждающими факт ущерба и пр.) в нескольких экземплярах и требовать в суде и возмещение по договору страхования, и оплату независимой экспертизы, и проценты за пользование чужими денежными средствами, и возмещение судебных расходов.