Сейчас велосипед можно легко застраховать разве что как движимое имущество, но только если он находится дома под замком. "Ингосстрах", например, по словам Даниила Проскурина, директора по маркетингу этой компании, принимает на страхование велосипеды и прочие транспортные средства в рамках страхования имущества физических лиц. В покрытие входят риски кражи и ущерба, причиненного на территории страхования (дом, квартира).
"То есть, если застрахованный как домашнее имущество велосипед пострадает от проникновения в квартиру воров или пожара, то это подпадает под страховой случай, а если двухколесная машина пропадет на улице, то нет", - объясняет Марина Березина, управляющий продуктом управления личного страхования и страхования в туризме компании "РЕСО-Гарантия".
Как рассказал "РГ" руководитель движения "Русвелос", координатор проекта "Общественный ВелоКонтроль" Петр Дворянкин, внедрить массовое страхование велосипедов как транспортных средств пока не удалось, хотя такие попытки предпринимались неоднократно. "Одно время мы плотно взаимодействовали по страхованию велосипедов с компанией "Важно!", но у нее лицензию отозвали. Кроме того, условия страхования предполагали целый ряд ограничений. Например, не страховались велосипеды стоимостью больше 50-70 тысяч рублей", - говорит он. Здесь, по словам эксперта, есть несколько проблем. Страховщики боятся мошенничества, в то же время массовый спрос на страхование велосипедов пока не сформировался. Поэтому страховые компании, хотя и проявляют интерес к этому сегменту деятельности, пока ведут себя осторожно.
А вот городские велосипеды страховать уже начали. "В конце августа "ВТБ Страхование" совместно с проектом "Велобайк" запустили новый страховой продукт для пользователей московского велопроката, который предусматривает страхование жизни и здоровья велосипедиста на время поездки (страхование от несчастного случая в результате ДТП), а также страхование велосипеда на случай его хищения или повреждения при ДТП",- сообщает Евгений Ниссельсон, заместитель гендиректора компании. Стоимость продукта составляет 200 рублей в сутки. "С начала запуска программы обращений в нашу компанию не поступало", - добавил эксперт.
Страхование ответственности велосипедистов также пока редкость. "Наша компания, - говорит Даниил Проскурин, - не предлагает варианты страхования гражданской ответственности велосипедистов, так как спрос на этот вид страхования минимальный".
Тем не менее велосипедист на полном ходу может серьезно травмировать и другого велосипедиста, и мирного прохожего, и влететь в крыло дорогого авто. Велосипед не признается транспортным средством, поэтому сложно посчитать статистику ДТП именно с этим видом отдельно от других дорожных происшествий. По данным сводок ГИБДД, только за январь-август прошлого года по всей стране было зафиксировано больше четырех тысяч аварий с участием велосипедистов, из них почти 1400 - с участием детей на велосипеде. В большинстве случаев ДТП произошло из-за наезда автомобиля на велосипедиста. Это 4 процента от общего числа ДТП с участием всех транспортных средств в России. Травмировано было 3872 велосипедиста, погибло 252. В этом году, по неофициальным данным, только в Москве и Московской области в ДТП было ранено 160 велосипедистов, погибли двое.
Учитывая печальную статистику, некоторые страховщики уже сейчас планируют ввести программы "велогражданки". "Велосипеды наряду с автомобильным транспортом уже давно стали участниками дорожного движения и, безусловно, появляется потребность в страховании ответственности велосипедистов перед третьими лицами, - считает Марина Березина. - Продукт по страхованию гражданской ответственности велосипедистов в "РЕСО-Гарантия" сейчас находится в разработке".
Получается, что сегодня далекие от экстремальных видов езды велосипедисты могут легко застраховаться разве что от несчастного случая. Многие страховые компании уже разработали для "мирных" байкеров отдельные программы.
"Мы выпустили онлайн продукт "Велосипедист" со страховой суммой 70 тысяч рублей и стоимостью 70 рублей", - говорит Даниил Проскурин. Страховое возмещение выплачивается при травме, полученной не только во время езды на велосипеде, но также и на роликовых коньках, скейтборде, коньках, самокате и иных индивидуальных транспортных средствах для передвижения по поверхности земли. Исключение составляют травмы, полученные при профессиональных занятиях спортом и участии в соревнованиях.
Застраховаться могут люди в возрасте от 18 до 65 лет включительно. Срок действия полиса - 1 месяц. Те, кто активно пользуется велосипедом в течение более длительного времени, могут оформлять полис каждый месяц, добавил Даниил Проскурин.
Подобные программы предлагают и другие страховщики. Их продукты мало чем отличаются от страхования от несчастного случая. "Поскольку езда на велосипеде является довольно травмоопасным занятием, мы видим положительную динамику спроса на страховые программы со стороны велосипедистов, - говорит Евгений Ниссельсон. - В нашей компании представлена специальная программа "Физкульт-привет!", предназначенная для страхования жизни и здоровья от несчастного случая". Страховая защита по этой программе составляет до 500 тысяч рублей при стоимости полиса 799 рублей.
В компании "РЕСО-Гарантия", как сообщает Марина Березина, в этом году разработали программу "РЕСО-Велополис", которая покрывает любые травмы, в том числе, если они получены в результате передвижения на велосипеде, роликах, самокатах, гироскутерах и подобных им средствах передвижения. Продукт доступен для людей от 1 года до 70 лет. Выплата производится в случае травмы, госпитализации, ухода из жизни или установления инвалидности в результате несчастного случая.
Лимит страховой суммы по полису зависит от варианта программы, его максимальный размер может достигать 2 миллионов рублей. Страховое покрытие действует 24 часа на территории всего мира и не распространяется только на спортивные риски.