Риски повреждения и утраты гаджетов предлагается страховать при их покупке, и, по данным продавцов, эта услуга пользуется спросом. Например, в "Связном" страховой полис приобретает каждый четвертый покупатель гаджета.
Как подсчитал Евгений Ниссельсон, заместитель гендиректора "ВТБ Страхование", доля смартфонов составляет около 80 процентов от всех застрахованных устройств, доля планшетов - 10-12 процентов, и далее идут умные часы, фит-трекеры, электронные книги, MP3-плееры и прочее.
Если отталкиваться от цены, то, по данным Максима Следкова, начальника управления сервисов и страховых продуктов "Связного", чаще всего покупатели страхуют дорогие гаджеты. "Как правило, покупателю флагманского устройства выгоднее доплатить за гаджет несколько тысяч рублей, чем тратить значительно больше на ремонт, когда, например, разбивается экран устройства", - говорит он.
Стоимость страхования зависит от цены самого гаджета, от набора рисков, которые покрывает полис, и от выбранной программы. В МТС, например, цена полиса начинается от 149 рублей.
"Обычно цена страховки не превышает 10-15 процентов от стоимости устройства, - отмечает Максим Следков. - Для владельцев смартфонов стоимостью 5-7 тысяч рублей цена страховки в "Связном" составит 500-700 рублей".
Кроме того, как объясняет Евгений Ниссельсон, стоимость страховки также зависит от марки устройства - существуют более и менее дорогие в ремонте марки и модели.
Что касается рисков, наиболее актуальные, по словам пресс-секретаря МТС Дмитрия Солодовникова, - это воздействие посторонних предметов, повреждение в результате некачественной подачи электроэнергии и падение. "Вот пример: клиент купил телефон за 8990 рублей и застраховал его по программе "Комплексная защита". Подключил на ночь зарядное устройство. Во время перепада напряжения в сети произошло повреждение контроллера питания, батарея вышла из строя. Страховая компания выплатила стоимость замены батареи", - рассказывает он. Другой клиент купил планшет за 19 990 рублей и застраховал его по той же программе. Через полтора года планшет перестал загружаться. Диагностика показала, что вышла из строя материнская плата. Ее заменили. Страховая компания компенсировала ремонт.
По словам Евгения Ниссельсона, страхование гаджетов покрывает риски гибели или повреждения в результате пожара, взрыва, удара молнии, стихийных бедствий, воздействия жидкостью, грабежа, хулиганства, кражи, а также при ДТП и других механических повреждениях.
При полной гибели устройства владельцу возмещается стоимость товара при покупке. В случае повреждения возможно два варианта возмещения: в денежной форме в размере стоимости ремонта или направление на ремонт в сервисный центр.
Но выплату можно получить далеко не во всех случаях. "Страховое возмещение не выплачивается, если мобильник украли из салона автомобиля (за исключением бардачка, перчаточного ящика и других закрытых емкостей), если кража произошла через незапертые на замок двери, незакрытые окна и люки транспортного средства, а также если не была включена сигнализация при ее наличии, - объясняет эксперт. - Страховка не будет действовать, если телефон украли у третьего лица, которому устройство было передано на время, если хищение произошло за пределами автомобиля и здания (за исключением, когда повреждено другое имущество - сумка, портфель и т.п.). Страховой полис не покрывает риск тайного хищения".
Кроме того, по словам Евгения Ниссельсона, страховая сумма от поломки в постгарантийный период не выплачивается, если вовнутрь корпуса телефона попала жидкость, насекомые и другие посторонние вещества и предметы, если нарушена сохранность пломб или есть следы вскрытия, если удален или изменен заводской номер; если устройство используется с аксессуарами, не одобренными производителями, если поломка связана со сбоем или некорректной работой операционной системы и ПО. Также страховка не покрывает устранение недостатков в сервисных центрах, не являющихся авторизованными партнерами страховой компании.
"К исключениям относятся и случаи преднамеренного повреждения устройства, использования его не по назначению, естественного износа или постепенного снижения производительности", - дополняет Максим Следков.
На рынке есть несколько видов страховых продуктов для покупателей гаджетов. Некоторые "продлевают" гарантийной обслуживание. Другие позволяют ремонтировать устройство в случаях, которые не покрывает гарантия производителя (упал, разбился, украли), но, по словам экспертов, наиболее популярная программа - комплексная. "По программе "Комплексная защита покупки" клиенты могут отремонтировать устройство в постгарантийный период и получить возмещение в случае поломки", - говорит Дмитрий Солодовников.
Бывшие в употреблении гаджеты тоже можно застраховать, правда, большинство страховых компаний за это не берутся, так как не могут объективно оценить состояние устройства и определить, нет ли в нем и скрытых внутренних повреждений. Поэтому страхуют их только от кражи.
"Например, полис "Защита б/у техники от кражи", предлагаемый МТС, защищает владельцев гаджетов от утраты и сопутствующих расходов, помогает вернуть украденный гаджет или получить денежную компенсацию", - говорит Дмитрий Солодовников. Но как будут искать украденный гаджет, не уточняет.