Однако вопрос, где взять дополнительные средства на качественные капремонты, в субъектах Северо-Западного федерального округа остается открытым. Не во всех областях и республиках власти готовы направлять на эти цели деньги региональных бюджетов, и не везде жители смогут оплачивать взносы в случае повышения тарифов.
Размер предельной стоимости капитальных ремонтов определяют в субъектах РФ. По итогам государственных торгов эта цифра может уменьшиться, если кто-то из подрядчиков будет готов выполнить работы за меньшее вознаграждение. Раньше, как отмечают в федеральном минстрое, регионы использовали разные методики определения начальной цены контракта на проведение капитального ремонта. В результате показатели существенно различались даже в пределах одного федерального округа.
Так, Центр независимого мониторинга исполнения указов президента РФ "Народная экспертиза" опубликовал сборник средней стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в субъектах РФ. В его основу легли региональные отчеты, которые федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ предоставил Общероссийскому народному фронту. В документ включили основные виды работ, проводимые в рамках капремонта с начала 2014 года по середину 2016-го.
Выяснилось, к примеру, что ремонт подвальных помещений в Санкт-Петербурге стоит 1726 рублей на один квадратный метр общей площади МКД. В Архангельской области эти же работы обходятся в 56 рублей, то есть в 30 раз дешевле.
Стоимость ремонта фасада в пределах СЗФО различается в десять раз, от 215 рублей на один квадрат общей площади дома в Псковской области до двух тысяч рублей в Калининградской области. Разумеется, итоговая цифра зависит от множества факторов: дороговизны или дешевизны стройматериалов и рабочей силы в регионе, сохранности дома и так далее.
Но нельзя исключать и ситуации, когда подрядчикам недоплачивают или переплачивают из-за разных подходов к определению стоимости работ. Чтобы этого не происходило впредь, минстрой рекомендовал властям использовать для определения предельной цены контракта типологию домов, расположенных в регионе.
За основу типологии, как отмечают в министерстве, можно принять период постройки, конструктивную схему, материал стен МКД. А также кон-струкцию и покрытие крыши, тип фундамента, отделку фасада, степень оснащенности здания инженерным оборудованием, его этажность.
Допускаются и другие критерии, характерные для объектов жилищного фонда конкретного региона.
- Подобную методологию и раньше использовали в Санкт-Петербурге, здесь определили несколько типов жилых зданий и предельную стоимость различных видов ремонтных работ для каждого из типов МКД, - рассуждает доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вадим Чекалин. - Подход мне кажется верным и логичным, поскольку теперь все регионы получат готовый инструмент расчета и возможность учитывать специфику отдельных территорий. Однако как эта система будет функционировать на практике, мы сможем увидеть только через несколько месяцев. И многое, конечно, будет зависеть от выделенных типов зданий и конкретных критериев, которые заложат в методику власти на местах.
Подводные камни могут быть связаны с ремонтом многоквартирных домов, которые являются объектами культурного наследия, предполагает руководитель псковского общественного объединения "Управа в ЖКХ" Сергей Елизаров. Новая методика содержит от-дельную типологию для таких МКД - подход был разработан совместно с федеральным министерством культуры.
- Однако стоимость проектных и ремонтных работ по домам-памятникам значительно превышает стоимость аналогичных работ по другим жилым домам, - поясняет Сергей Елизаров. - Поэтому у многих подобных зданий пока впереди вообще нет каких-либо ремонтных перспектив, региональные власти сознательно не включают их в программу капитального ремонта. Представители псковского оператора подсчитали, что взносы на капремонт по всем домам должны достигать 30 рублей с квадратного метра в месяц, чтобы покрыть необходимые затраты. Для сравнения, сейчас ежемесячная плата в домах, оборудованных лифтами, составляет в нашем регионе 7,21 рубля на квадратный метр общей площади, в МКД без лифтов - 6,18 рубля.
Если благодаря новой методике начальная стоимость капремонта домов-памятников увеличится, у зданий будет еще меньше шансов попасть в программу. Сейчас в Псковской области даже обсуждают законодательную инициативу: существенно повысить величину взносов для жильцов МКД, которые являются объектами культурного наследия.
- Речь идет практически о 16 рублях с квадратного метра в месяц, - продолжает Сергей Елизаров. - Решение должны принимать депутаты регионального парламента. Но очевидно, что жильцы домов-памятников, многие из которых относятся к малообеспеченным категориям населения, просто не справятся с уплатой взносов по такому тарифу.
Как считает Вадим Чекалин, дополнительные финансовые обязательства, связанные с капитальным ремонтом объектов культурного наследия, ни в коем случае нельзя перекладывать на плечи жильцов.
- Власти должны попытаться изыскать средства в региональном бюджете, попросить помощи у федерального центра, предоставить первые этажи домов предпринимателям на льготных условиях в обмен на ремонтные обязательства. Но не решать эту проблему за счет собственников квартир, - развивает тему Вадим Чекалин.
При этом низкое качество ремонтных работ далеко не всегда связано с заниженной начальной стоимостью контрактов. Главная причина, по мнению Сергея Елизарова, заключается в недостаточном контроле над деятельностью подрядчиков.
- Недавно в Пскове был случай, когда смету составили неправильно, и денег, которые выделили на капительный ремонт всего дома, хватило только на половину работ. Но это скорее исключение, чем правило, - поясняет руководитель псковского общественного объединения. - Практика показывает, что подрядчики охотно берутся за контракты в рамках программы капремонта, что они могут исполнять свои обязательства добросовестно и получать при этом прибыль. Но здесь нужна заинтересованность как со стороны ответственных чиновников, которые должны реально выезжать на ремонтируемый объект, а не довольствоваться бумажными отчетами, так и со стороны жильцов домов. В частности, в преддверье капремонта очень важно создать совет дома, если это не было сделано раньше, и выбрать из числа жильцов уполномоченного, который будет контролировать ход работ. Если эти условия соблюдаются, строители куда более ответственно относятся к своим обязанностям, а нарушений выявляется гораздо меньше.
Проблемы, связанные с недостаточным контролем, актуальны не только для Псковской области. В Новгородской области прокуратура потребовала рассмотреть вопрос о несоответ-ствии занимаемой должности руководителя регионального фонда капремонта и привлечь к строгой дисциплинарной ответственности некоторых других работников оператора. Причина - многочисленные нарушения законодательства, выявленные в работе фонда в ходе прокурорской проверки. Речь идет, в частности, и об отсутствии контроля над исполнением ремонтных работ.
- Как следствие, некоторые дома подрядчики отремонтировали с нарушением сроков, - делится информацией старший помощник прокурора Новгород-ской области Елена Баркане. - Это создало угрозу срыва реализации региональной программы капитального ремонта МКД.
Что касается необоснованно высокой начальной стоимости контрактов, с этим явлением, безусловно, необходимо бороться. Но важно не впадать в крайности, не забывать про дополнительные расходы, связанные с северным статусом территорий, историческим статусом домов и так далее, подчеркивает Вадим Чекалин.
- Экономия не должна быть связана с выбором самых дешевых материалов или отказом от каких-то важных промежуточных работ, - добавляет Сергей Елизаров.