Рынок инвестиционного страхования ждут перемены

В первой половине года объем премий по инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ) составил 88 миллиардов рублей, посчитали в "Эксперт РА". По сравнению с аналогичным периодом 2016 года сегмент вырос в два раза. Помимо продолжающегося снижения ставок по депозитам высоким темпам прироста ИСЖ способствует активное продвижение банками полисов. Кредитные организации охотно "делятся" депозитной базой со страховщиками, предлагая своим клиентам приобретать полисы ИСЖ.

"Другой стимул для банков продавать ИСЖ - в том, что часть денежных средств клиентов, поступивших в оплату полиса, размещаются на депозит в том же самом банке, однако уже без необходимости обязательных отчислений кредитной организацией в фонд АСВ, как это происходит в случае депозитных договоров с физическими лицами", - пояснила директор по страховым и инвестиционным рейтингам "Эксперт РА" Ольга Скуратова. Поэтому, по ее словам, конкуренции с депозитами у ИСЖ нет. Зато полисы успешно конкурируют с вложениями в паевые инвестиционные фонды и доверительным управлением, добавила эксперт: по своей сути во многом ИСЖ схоже именно с этими видами инвестиций.

Вложенные средства не делятся при разводе, также клиент может оформить налоговый вычет

В отличие от других инвестиционных инструментов по ИСЖ страховые компании гарантируют клиенту возврат 100 процентов вложенных средств, а также потенциально высокий инвестиционный доход. "Наши продукты отличаются доступностью, поскольку они дают возможность инвестирования средств от 30 тысяч рублей в те инструменты, которые ранее были доступны только клиентам с суммами инвестирования от 20-30 миллионов рублей. Помимо этого, вложенные в ИСЖ средства не конфискуются, не делятся при разводе, также клиент может оформить налоговый вычет в случае заключения договора на 5 лет", - перечисляет преимущества генеральный директор "УРАЛСИБ Страхование" и "УРАЛСИБ Жизнь" Мария Мальковская.

Полис ИСЖ в среднем стоит 50 тысяч рублей, или 1 тысячу долларов, рассказал руководитель инвестиционного блока "РГС Жизнь" Алексей Салащенко. В "Сбербанк страхование жизни" минимальный взнос составляет 100 тысяч рублей. "Средний чек по продукту составляет 400-500 тысяч рублей - такая сумма достаточно актуальна, чтобы прочувствовать работу инвестиционной стратегии", - отметил руководитель управления инвестиционных продуктов СК "Сбербанк страхование жизни" Сергей Егоров.

По словам страховщиков, у вкладчика в ИСЖ есть возможность видеть, в какие инструменты инвестируют его деньги. "Мы предоставляем клиенту очень прозрачную инвестиционную декларацию, в которой указываются инструменты и все их параметры. Также там указана формула расчета дополнительного инвестиционного дохода. А на сайте компании публикуются графики доходности всех инструментов, входящих в стратегию", - рассказала Мария Мальковская. По словам Алексея Салащенко, инвестиционный доход в большинстве случаев привязан к публичному активу, благодаря чему у клиента есть возможность в любой момент самостоятельно рассчитать свой доход. "Точная информация о состоянии счета доступна онлайн в индивидуальном кабинете клиента на сайте страховой компании", - добавил он.

Сергей Егоров также рассказал, что клиент в обязательном порядке подписывает инвестиционную декларацию, где раскрываются инвестиционный актив, формула доходности, риски, которые клиент несет по инвестиционной стратегии. "Более того, после приобретения программы действует так называемый welcome call - сотрудники банка должны еще раз удостовериться, что клиентам правильно донесены преимущества и риски продукта.

Часть продуктов ИСЖ предполагает получение фиксированной доходности - в таком случае клиент может рассчитывать на гарантированное получение не только страховой премии, но и заранее определенного дохода в конце срока инвестирования. "Такие продукты могут быть использованы как дополнение к пенсионному плану или для накопления определенной суммы в будущем", - полагает Алексей Салащенко. ИСЖ может быть использовано как альтернатива вложениям в акции, поскольку дает страхователю возможность участвовать в росте той или иной акции. "Ключевая цель клиента, приобретающего полис ИСЖ, это получение потенциально более высокого дохода, чем по депозитам, но без риска потери вложенных средств, - отметила Мария Мальковская. - Это хорошая возможность диверсифицировать свой портфель". Использовать ИСЖ как дополнение к пенсионному плану или как инструмент накопления средств будет все-таки неправильным, считает она.

ИСЖ интересно сравнить с продуктами рынка доверительного управления, отметил Сергей Егоров. Там есть возможность получить высокий доход при росте рынка, но при этом нет гарантии полного возврата средств. Дополнительными плюсами ИСЖ он назвал наличие страховой защиты от несчастного случая, юридической защиты вложений, позволяющей, к примеру, адресно передать капитал по наследству, налоговый вычет. Он составляет 13 процентов от страхового взноса, но максимальный размер взноса, с которого можно получить вычет, ограничен 120 тысячами рублей. Льгота на доходность позволяет не платить налоги со страховой выплаты.

Главный риск - отсутствие гарантий выплат в случае банкротства страховой компании или отзыве ее лицензии

Владелец полиса может зарабатывать на международных рынках капитала, выбирать между разными стратегиями. "Например, можно участвовать в росте стоимости глобального рынка облигаций или высокотехнологичного рынка акций, - рассказывает Сергей Егоров. - Это позволит по итогам действия договора получить доходность, близкую к самому базовому активу". Или можно получать регулярный доход в случае реализации определенного сценария. Например, если акции трех крупнейших фармацевтических международных компаний на очередную годовщину по договору будут не ниже точки входа в программу, то клиент получает фиксированный доход. "В этом смысле можно сказать, что продукт является альтернативой депозиту, - добавляет Егоров. - Однако в депозите процентная ставка фиксирована, а в ИСЖ ставка потенциально выше, чем по депозиту, но зависит от рыночных условий.

Мария Мальковская назвала банковский депозит основным конкурентом для инвестиционного страхования. "К этому инструменту клиент уже привык и хорошо понимает, как он работает, - пояснила эксперт. - Кроме того, в последнее время клиенты проявляют интерес к паевым инвестиционным фондам и паевым счетам, которые также можно назвать конкурентами ИСЖ". Участники рынка советуют обращать внимание на продукт, который вам продают. Часто банки не проясняют, что ИСЖ - это не полный аналог депозита, поэтому нужно учесть все риски. Главный из них - отсутствие гарантий выплат в случае банкротства страховой компании или отзыва у нее лицензии. По закону страховщик должен расторгнуть договор с возвратом внесенных средств. Но если он этого не сделал, получить деньги можно только через общий реестр кредиторов.

Банк России считает, что в ближайшее время потенциал развития инвестиционного страхования жизни может быть исчерпан. В докладе регулятора отмечается, что сейчас основные потребители услуг ИСЖ - достаточно обеспеченные граждане, вместе с тем этот потребительский сегмент уже в значительной мере насыщен предлагаемыми продуктами. Одновременно при продажах продуктов ИСЖ с "низким порогом входа" возрастает риск введения клиентов в заблуждение относительно его основных характеристик, обращают внимание в ЦБ. Риск формирования у клиента ожиданий в отношении страхового продукта, не отвечающих его фактическому содержанию, регулятор называет основным негативным фактором, угрожающим дальнейшему развитию страхования жизни.

"Так как уровень доходности по полисам ИСЖ не может быть гарантирован, то после окончания срока действия договора клиент может получить некоторый доход или не получить дохода вовсе. По нашему мнению, в этом и заключается основной риск как для клиента, приобретающего полис ИСЖ, так и для дальнейшего развития сегмента инвестиционного страхования жизни", - отметила Ольга Скуратова. Переломным моментом, по ее словам, может стать уже 2018 год, когда начнутся массовые выплаты по договорам ИСЖ, которые заключались 2-3 года назад. Удовлетворенность клиентов уровнем доходности после окончания действия договоров станет ключевым фактором, определяющим будущее сегмента инвестиционного страхования жизни и его динамику.

Устранить недостатки по раскрытию информации страховщиками жизни и минимизировать возможность неверного понимания страхователями и выгодоприобретателями рисков, присущих сложным страховым продуктам, предполагается через разработку стандартов СРО с их последующим утверждением Банком России. Эксперты считают, что изменения в регулировании инвестиционного страхования жизни могут значительно трансформировать этот сегмент и привести к перетоку вложений в другие инвестиционные инструменты.