18.10.2017 21:35
    Поделиться

    "Помощники Москвы" оштрафовали водителей более полумиллиона раз

    Жители столицы оштрафовали нарушителей правил парковки более полумиллиона раз. Сделали они это с помощью приложения "Помощник Москвы", сообщил заммэра по транспорту Максим Ликсутов. Пятьсот тысяч штрафов ответственные горожане "нагенерили" всего за два года - программа появилась в августе 2015-го.

    Камера, мотор

    Когда приложение только запустили, с его помощью можно было "сообщать" только о неоплаченной парковке. Сегодня в "арсенале" сервиса сразу семь нарушений - добавились стоянка на газонах, тротуарах, пешеходных переходах, велополосе, под запрещающими знаками. Чтобы сообщить "куда следует", нужен смартфон с подключением к Интернету и регистрация на столичном сайте госуслуг mos.ru. Дальше остается сфотографировать машину-нарушителя в нескольких ракурсах, чтобы обязательно был виден номер, и сообщение автоматически отправляется в центр обработки.

    Услугами сознательных москвичей пользуются сразу несколько ведомств. Сообщения, в зависимости от нарушения, отправляются для проверки и вынесения постановления в ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" (АМПП), административную дорожную инспекцию (МАДИ) или ГИБДД. Постановления нарушителям приходят точно такие же, как и с уличной камеры фотовидеофиксации, паркона или планшета инспектора МАДИ.

    Подделка не пройдет

    Москвич Олег Адамович - один из самых активных пользователей "Помощника". Весной он буквально "расчистил" весь двор на своей Краснодонской улице от припаркованных на газонах машин. Но эффект, к сожалению, продержался недолго. Осенью машин стало столько, что они уничтожили всю траву и программа больше не считает, что авто стоят на газонах.

    Тем не менее в виртуальных магазинах приложений анонимных восторженных отзывов много - пользователи расчищают целые улицы. И еще жители города просят добавить нарушений - готовы следить за порядком чуть ли не по всем ПДД.

    Подделать сообщение в такой программе очень сложно. Как рассказывал Максим Ликсутов, приложение прошло порядка десяти сертификаций на точность измерений, некорректируемость данных, работу в автоматическом режиме. Фотографию невозможно ретушировать, исправить, подделать. Восемь месяцев ушло только на сертификацию калибровки - программа при съемке сверяется с базой данных установленных знаков и проверяет, действительно ли этот знак тут стоит.

    "Число горожан, участвующих в наведении порядка на улицах города, постоянно растет, - говорят в МАДИ. - На сегодняшний день приложение скачали уже 200 тысяч пользователей. Благодаря их активной позиции движение на дорогах столицы становится более безопасным".

    Средства от более полумиллиона штрафов пошли в федеральный и городской бюджет.

    Приложение сегодня доступно в телефонах на базе Android и IOS. В департаменте транспорта отмечают, что за фальсификацию пользователю сразу блокируют доступ к приложению со всех его устройств.

    А за подтвержденные нарушения пользователю начисляются баллы. Их можно обменять на оплату парковки или карты "Тройка", а также билеты в театр и другие приятные бонусы.

    Тем временем

    В России подобные приложения есть только в двух регионах. Помимо Москвы похожая программа - "Народный инспектор" - работает на всей территории Татарстана. В остальных регионах пока есть только попытки создания подобного - сертификация и разработка корректно работающей программы требует больших административных и финансовых затрат, которые не всем под силу. Сейчас в КоАП готовятся поправки, благодаря которым фотовидеофиксация нарушений оборудованием пользователей будет рассматриваться как доказательство нарушений ПДД точно так же, как и с автоматических камер. После этого на федеральном уровне минкомсвязи планирует создать программу, с помощью которой любой сможет фиксировать нарушение. Возможно, в разработку этого ПО войдут элементы казанского и московского приложений.

    Прямая речь

    Сергей Смирнов, автоэксперт, редактор журнала "За рулем"

    - На мой взгляд, такие программы нужны для проявления активной гражданской позиции граждан, которым не все равно, что происходит на дороге. Имеется тут и некоторая воспитательная функция: любой водитель будет задумываться, стоит ли нарушать, если камера может быть у пешехода или в соседней машине.

    Но при этом надо учитывать один правовой момент. Согласно действующему законодательству, органами, следящими за порядком на дороге, могут приниматься к рассмотрению материалы, полученные с помощью систем автоматической фиксации правонарушений. По позиции Верховного суда комплексы автоматической фотовидеофиксации являются таковыми, если для их работы не нужно вмешательства человека. А в случае с приложениями это невозможно: чтобы что-то зафиксировать, надо взять смартфон и совершить какие-то манипуляции. Поэтому такие материалы сейчас требуют дополнительных проверок.

    Поделиться