Время от времени на курсы ходят все педагоги, это особенность профессии. Но программа, организованная по заказу Национального агентства развития квалификаций для педагогических работников среднего и дополнительного профессионального образования Северо-Западного региона, особенная. Она призвана помочь педагогам связать профессиональные стандарты с образовательными и, что важно, научиться применять эти знания на практике.
Суть в том, что уже пять лет в России формируются профессиональные стандарты. Это набор компетенций, которыми должны обладать сотрудники. Перечень требований прописан самими работодателями. Сейчас сформировано 1087 профессиональных стандартов, а всего их должно быть более двух тысяч. Области самые разные - свои стандарты есть у сварщиков, фармацевтов, судостроителей, разрабатывают нормативную базу для профессии "охранник".
Профессиональные стандарты - это уникальные документы, таких еще не было, хотя попытки описать специальности предпринимались много раз. Например, до сих пор кадровики на предприятиях пользуются квалификационными справочниками должностей. Но в этих документах прописаны в первую очередь профессиональные обязанности, например, перечислено, что обязан делать на предприятии главбух.
Профстандарт - не совсем про обязанности. Он перечисляет компетенции, которыми должен обладать сотрудник, чтобы претендовать на ту или иную должность. А уж какие у него будут обязанности, решат уже на предприятии.
Дело в том, что все предприятия и организации имеют свою специфику и реализуют собственную экономическую модель. И естественно, фактические обязанности у главного бухгалтера в школе будут значительно отличаться от тех, что возложены на главбуха на заводе.
Под профессиональные стандарты должны перестраиваться стандарты образовательные.
Процесс идет и пока активнее всего он ведется в сегменте среднего профессионального образования. По ряду отраслей приняты как профессиональные стандарты, так и образовательные. И задача курсов в том, чтобы научить преподавателей связывать эти два стандарта.
- Профессиональная стажировка для преподавателей ведется по пяти специальностям, три из них в области сварки, это "сварщик дуговой сварки", "сварщик полимерных материалов", "специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)", и две в индустрии красоты - "парикмахер" и "косметолог", - говорит Наталия Авдеева, генеральный директор Агентства по развитию человеческого капитала в Северо-Западном федеральном округе, являющегося организатором курсов.
Заявки на участие в пилотных курсах подавали сами учебные заведения, они же выдвигали преподавателей. В программе участвуют специалисты со всего Северо-Запада. Учебная программа рассчитана на 108 часов. За это время преподавателей познакомят с самой системой профстандартов, обучат передовым технологиям в мультимедиа-обучении. Но большую часть времени они проведут на занятиях по своим специальностям.
Обучение ведется за счет бюджета, и, пожалуй, впервые в общероссийской практике к участникам предъявляются жесточайшие требования. Посещение занятий будут фиксировать видеокамеры, каждое утро участники курсов должны сдавать отчеты, а по итогам занятий их ждет аттестация, причем отчета о посещениях недостаточно - преподаватели должны сформировать полноценные предложения по внедрению профстандартов в образовательную систему.
- Главным залогом успешного развития системы квалификаций является работа с людьми и подготовка квалифицированных специалистов. По сути, перед участниками стоит задача объединить профессиональные и образовательные стандарты, - говорит советник председателя комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Владимир Честноков. - для практикоориентированных профессий это наиболее простая задача, при этом предстоит еще очень большая работа.
Всего в Петербурге обучатся 75 преподавателей. Такие курсы под эгидой Национального агентства развития квалификаций стартуют и в других регионах страны. Общее количество участников программы - 600 человек. Обучение будет производиться по 21 одной профессии. Они взяты не случайно, это наиболее востребованные рынком профессии.
Профессиональные стандарты постоянно меняются. Учитывая, что на 1087 профстандартов приходится порядка 150 образовательных, очевидно, что система образования не успевает за этими трансформациями. Но технологии и рынок не будут ждать изменений в нормативной базе.
Лариса Шмелькова, заместитель руководителя базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций, один из самых авторитетных российских специалистов в области профобучения заявляет: мы стоим на границе четвертой промышленной революции. К 2025 году несколько десятков профессий могут просто перестать существовать. Эксперт, в частности, прогнозирует, что пропадет необходимость в водителях, кассирах. Под угрозой исчезновения все профессии, где человека может заменить искусственный интеллект. И это не страницы из фантастической саги, а объективная реальность. Соответственно, перед преподавателями сейчас стоит задача особой важности - нужно дать студентам такие компетенции, чтобы они как можно дольше оставались конкурентными на рынке. Причем, четких критериев нет. Технологии развиваются разнопланово, и, соответственно, рынок труда в целом и конкретные профессии находятся в условиях неопределенности. Эксперт говорит: неопределенность - это не приговор, к ней надо привыкать, нужно учиться быть конкурентоспособными.
Соответственно, нужно учитывать, что с развитием технологий будут меняться как профессиональные, так и образовательные стандарты. Эксперт Агентства по развитию человеческого капитала в СЗФО Борис Строганов объясняет: ничего радикального и страшного не произойдет. Люди будут учиться, выпускаться, а потом, если требования к их профессиям будут меняться, они всегда смогут пройти курсы повышения квалификации и овладеть новыми компетенциями.
Как именно образовательные стандарты будут обновляться, пока неизвестно. Специалисты объясняют: даже в тех отраслях, где введены оба стандарта, система только апробируется, и нужно на первом этапе научиться жить в этих условиях, а уже потом думать об обновлении. Но никто не сомневается: этот процесс со временем запустится, и он заставит полностью пересмотреть принципы методической работы в профессиональном образовании.
- Сварка - везде. Продукция сварочного производства становится с каждым днем все сложнее. Она применяется везде, в жилых зданиях, на производственных предприятиях, мостах. Зачастую технологии, которые используются сейчас, даже отсутствуют в нормативной документации. И за всем этим нужно успевать, - констатирует директор межрегионального аттестационного центра НАКС Алексей Левченко.
НАКС расшифровывается как "Национальное агентство контроля сварки". За несколько лет эта структура разработала профстандарты для сварщиков в самых разных сферах, ввела систему оценки квалификаций. И для специальностей в области сварки применение профстандартов с недавнего времени стало обязательным. То есть работодатель может взять на работу только того сварщика, у которого подтверждена квалификация и есть соответствующий документ. Но на самом деле здесь тоже ничего радикального не произошло: уже много лет все уважающие себя предприятия берут на работу только тех сварщиков, которые аттестованы НАКС, ведь это главная гарантия того, что они действительно могут сваривать швы.
- Очень хорошо, что появились такие курсы, - говорит Алексей Левченко. - Ведь еще ни один ученик профессиональных образовательных учреждений у нас не сдал экзамен даже на самый низкий уровень. Я очень надеюсь, что преподаватели после обучения смогут наладить практику подготовки учащихся.
Эксперт признает: в области сварки круг замкнулся. НАКС - не аттестует для галочки. Экзамен, дающий право на сертификат организации, очень серьезный. Соответственно, вчерашние выпускники училищ его массово заваливают. На работу без подтверждения квалификации НАКС они устроиться не могут. А значит, у них практически нет шанса остаться в профессии. Эксперт видит единственный выход: работать с преподавателями.
Такие попытки в агентстве раньше были, но не всегда результат был идеальным.
- На самом деле, тут проблема не в конкретных преподавателях, а в самой системе, - считает инструктор НАКС Илья Репин. - Сейчас если выпускники училищ стремятся получить аттестацию, чтобы найти работу, то от преподавателей этого не требуется.
Чтобы преподавать профессиональное мастерство, достаточно просто предъявить документ о специальном образовании, а таковым могут считаться даже курсы. Кроме того, даже если за плечами у преподавателя специализированное учебное заведение, он может просто не знать многих видов сварки. Например, довольно часто в училища идут преподавать высококвалифицированные сварщики в какой-то определенной области, например в судостроении. Там применяется механизированная сварка, соответственно, о том, как выполняется сварка дуговая, преподаватель имеет представление в основном теоретическое. А ведь есть еще газовая, аргоновая, полимерная сварка. А помимо сварщиков по конкретным направлениям, профильные ПУ готовят еще дефектоскопистов, которые с первого взгляда должны заметить нарушение технологии и отправить работу на переделку. Поэтому узкая специализация преподавателей здесь скорее минус, чем плюс.
На курсах в рамках практического модуля преподаватели научатся сваривать швы различным способом, и по каждому их ждет аттестация. В кулуарах педагоги признавались: поставленная задача их не пугает, скорее наоборот. Ведь в профучилащах педагогические коллективы завалены бумажной работой, и для многих курсы повышения квалификации - это единственное место, где они могут наконец вспомнить практику.
По итогам занятий преподавателей ждет экзамен на сварщика третьего уровня. Это не самый высокий разряд в данной сфере, но уже прорыв, ведь впервые к преподавателям вводится требование по профессиональной квалификации.
Эксперты сходятся во мнении: конечно, сразу чуда не произойдет, чтобы устранить лаг между требованиями рынка и системой профобразования, потребуются года. Важно, что преподаватели профессиональных учебных заведений смогут транслировать свои знания ученикам, причем они будут уже не теоретиками, а аттестованными специалистами-практиками.
Казалось бы, элементарно, но, как говорят эксперты, именно этого не хватает для того, чтобы выращивать настоящих профессионалов.