Всего за девять месяцев поступила 451 жалоба. Благодаря этим сигналам специалисты возбудили 87 дел, еще восемь завели по собственной инициативе. Выходит, УФАС даже не нужно проводить плановые проверки - это делают бдительные граждане.
Тенденция нынешнего года - вал СМС, носящих рекламный характер, и свердловские антимонопольщики нашли способ привлекать их распространителей к ответственности.
- Для рассылки рекламных сообщений оператор должен заключить с распространителем договор. Но на практике этот документ называют как угодно, только не договором на оказание услуг по осуществлению рассылки, - поясняет замруководителя УФАС по Свердловской области Сергей Волков. - Мы квалифицируем подобные документы как притворные, и это повод для наказания. У оператора в таком случае два выхода: или платить штраф, или признать, что данный договор как раз о рассылке, и выдать нам заказчика - тогда мы оштрафуем его.
Самое интересное, что операторское сообщество признало практику свердловского УФАС уникальной. Она действенна: как говорит Сергей Волков, компании даже не пробуют обжаловать решения - сразу платят штрафы, лишь бы не поднимать шум и не распространять методы уральских антимонопольщиков на другие регионы.
Расширение сотрудничества УФАС с Банком России и управлением МВД привело к тому, что чаще стали привлекать к ответственности за рекламу финансовых услуг (массовое распространение листовок о выдаче быстрых кредитов) или запрещенных по закону (например, так называемых массажных салонов).
- Сегодня продавцов больше, чем потребителей. Если реклама не привлекает внимание, она изначально проигрывает, - считает доцент УрФУ Рустам Муслумов. - Человек замечает только 30 процентов рекламных объявлений. Чтобы попасть в это число, реклама должна вызывать эмоции, пусть и отрицательные. Поэтому активно эксплуатируются темы секса, насилия, даже отвращения. Новый тренд - использование нецензурных слов и выражений с двойным смыслом.
- Граница допустимого опускается все ниже и ниже, рекламщики загоняют себя в ловушку: чтобы в следующий раз удивить потребителя, им придется предложить что-то еще, более эпатажное, - признает пиар-директор рекламного агентства Ирина Лбова. - Поэтому мы выступили с инициативой создать кодекс профессиональной этики.
Возможно, и эта мера поможет сделать рекламный рынок чище.