20.10.2017 00:00
    Поделиться

    Ян Фабр представил в Москве постановку "Бельгийские правила"

    Новый спектакль Яна Фабра включает зрителя в контекст радикально провокационного зарубежного театра, и если вы сомневаетесь, стоит ли приобщиться к этому перформансу лично вам, то не торопитесь. Четыре часа в дыму и без антракта. Можно отойти позвонить или подышать свежим воздухом, свободное перемещение не возбраняется. Большинство, однако ж, возвращается... В атмосфере пафосного ночного клуба спектакль одного из самых известных бельгийских художников-провокаторов потянул бы на титул лучшего театрального события - "шок года!".

    Но и в интерьерах Театра Наций Ян Фабр заставляет зрителя примириться с мыслью, что мир вокруг не намного логичнее и связнее, чем происходящее на сцене. Премьера "Бельгийских правил" Яна Фабра состоялась в Вене на международном фестивале современного танца и перформанса ImPulsTanz. В Москве его показали на фестивале "TERRITORIЯ".

    Правила в нем делились по номерам и категориям: что можно - что нужно. И обыгрывались некими физическими действиями, не сильно связанными с текстами. Иногда - массовый актерский бег на месте, длительный, считаем десятки минут - когда у последнего закончится дыхание; иногда - индивидуальные упражнения стояния на велосипеде (упадет - не упадет). Иногда - поглощением с подлинно раблезианским наслаждением бельгийского шоколада плитками (это мы все вместе сейчас помогаем фермерам, выращивающим какао), et cetera, et cetera… Вы - взлетевшие мечты. В вашем доме поселилась воскресная печаль. За окном - адажио дождя и ливня… Страна скучает. Включаем телевизор. Велогонка началась…

    В атмосфере пафосного ночного клуба спектакль потянул бы на титул лучшего театрального события - "шок года!"

    Действо идеально скроено пластически - актеры фабровской компании "Трубляйн" демонстрируют фантастическую технику владения своими обнаженными телами - и достаточно забавно разыграно драматически. Признанный мастер экспериментов над человеческим телом, Фабр, кажется, с человеческим словом и эмоцией старается обращаться более бережно, аккуратно, экономно. Ведь людей, у которых уже наступила инфляция слов и полное выгорание сильных чувств, в мире очень много. И когда в благополучном социуме кому-то требуется активное раздражение нервных окончаний, перфомансы Фабра - лучшее средство; вопрос в том, как это выглядит в обществе, где каждый второй и без театра повсюду ищет повод для агрессии.

    Правила жизни в Бельгии, по Фабру: можно верить в поэтический терроризм. Можно отправить свой страх на каникулы. Можно думать сердцем и чувствовать умом. Можно любить мир. Можно не торопиться. Можно, потерпев неудачу, пробовать далее, и терпеть еще большую неудачу. Это о том, что можно. Отдельный дополнительный подраздел в этом своде правил о том, что люди могут - читай, умеют, - могут не лгать. Могут спасти мир, спасая пчел (реверанс Винни-Пуху). Могут не быть циничными. Могут быть богатыми и благородными… С категорией "нужно" дела обстоят менее поэтично: нужно иметь живот, как кирпич. (Можно сказать, театр фитнеса Яна Фабра демонстрирует все преимущества обладания стальными мышцами и физиологические отличия образцово-показательных актерских моделей от тел простых смертных.) Нужно подавлять свои эмоции. Нужно быть милым и, по возможности, молчаливым. Нужно делать все, что хочется, пока этого никто не видит. И главное правило - нужно притворяться, что все прекрасно.

    Белые одежды, богини смерти, ангелы. Пляшущие скелеты, завораживающе красивые тела, парики роскошных волос до пола, и ноги - как отдельный предмет искусства. Как минимум это любопытно. И в финалах разрозненных потоков сознания героев на тему их семейных бельгийских историй зал обычно хохочет.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться