18.10.2017 21:33
    Поделиться

    Музей кино на ВДНХ откроется тремя выставками

    19 октября в павильоне №36 ВДНХ откроется обновленный Государственный центральный музей кино, более десяти лет не имевший собственного помещения. Ранее им руководил Наум Клейман, который показывал лучше мировое кино от классики до новейшего арт-хауса во времена отсутствующего кинопроката, а с июля 2014 года возглавила Лариса Солоницына.

    Все фонды уже перевезены в новое здание Музея кино с территории киноконцерна "Мосфильм", где они находились на хранении с конца 2005 года. На площади 5440 кв. метров оборудовано выставочное и лекционное пространство, появились три кинозала для показа фильмов из музейной коллекции.

    "Открываемся мы тремя выставками, очень разными по стилистике и глубине, - рассказала "РГ" о том, что увидят первые посетители, директор Музея кино Лариса Солоницына. - Начинает работать наша основная экспозиция "Лабиринт истории", рассказывающая об истории отечественного кино. И это действительно выставка, простроенная по принципу лабиринта через все этапы российского кино. Она постоянная, но со временем мы будем делать некую ротацию музейных экспонатов, просто исходя из соображений их сохранности. Ведь фотоматериалы, живопись и графику нельзя долго держать внутри экспозиции. А менять у нас есть на что - аналогичные работы или другие работы тех же авторов.

    Вторая экспозиция связана со 140-летием со дня окончания публикации романа Толстого "Анна Каренина". Сейчас вообще какая-то невероятная мода на Анну Каренину. Мы решили быть в тренде. Основой стала коллекция костюмов к фильму Сергея Соловьева "Анна Каренина" 2009 года. Экспозиция очень красивая и насыщенная, называется "Анна. Прибытие поезда", - мы воссоздали здание вокзала, и поезд тоже у нас будет. Эта выставка будет работать до мая следующего года.

    А третья экспозиция - это галерея памяти "Кино - это звезды". Поскольку в "Лабиринте истории" нам не удалось из-за насыщенности материалами выделить какие-то отдельные профессии, а для большинства людей кинематограф ассоциируется все-таки именно с актерами и с их работой в кино, то мы сделали портретную выставку уже ушедших актеров и актрис российского кино. Она получилась грустнее, чем задумывалась, но воспоминания бывают и грустными…

    Далее, уже в следующем году, в год юбилея Сергея Михайловича Эйзенштейна в башне исторического здания откроется большая зона, связанная с его мемориальным кабинетом. И медиатека Музея кино для широкого доступа, но это вопрос оцифровки наших фондов, редких записей, связанных с историей кино, всех видеоносителей - колоссальная работа, которая займет несколько лет".

    Капитальный ремонт павильона № 36 продолжался год и два месяца, и строительные работы проходили в рекордно короткие для такого масштаба переделок сроки - 1 апреля 2016 года в здание вошел первый строитель, 31 мая 2017 года вышел последний. "Это был обоюдно сложный процесс для нас и для наших подрядчиков, - вспоминают в музее. - Потому что мы хотели делать все и быстро, и качественно. Мы следили за этим. Да, это было тяжело. Но результат того стоил".

    А в промежуток между 31 мая и 19 октября сотрудники (сейчас в штате сорок пять человек) сделали все возможное для того, чтобы превратить просто отремонтированный павильон в музей.
    "Три кинозала - на 44, на 50 и на 130 мест у нас именные, - рассказывает Лариса Солоницына. - Кинозал имени Александра Ханжонкова, имени Андрея Тарковского и имени Дзиги Вертова. Для нас важная особенность, которую мы планировали еще на стадии проекта: в любом нашем кинозале, из любой киноаппаратной можно показать кино на любом носителе. Это может быть пленка 35 мм, это может быть пленка 16 мм, это может быть цифра, это при необходимости может быть VHS или Betacam, - фактически с любого носителя, что аналогового, что цифрового.

    Более того, мы купили, например, замечательный телесканер, который позволяет цифровать пленку 35 миллиметров в режиме реального времени с функцией возможности изменения количества кадров в минуту, что важно для немого кино. С возможностью реставрации изображения и звука. Этот аппарат позволит нам добиваться отличного цифрового качества для проекции, поэтому редкие пленки, которые есть в нашем кинофонде, после оцифровки также будут доступны для просмотров".

    Справка "РГ"

    Увы, открывается музей в тот период, когда из-за глобальных ремонтных работ передвижение по ВДНХ затруднено. ВДНХ меняет около 80 процентов подземных коммуникаций, осушены и вычищены пруды, на реставрацию увезли фонтан "Колос" - он находится прямо перед павильоном музея… Но дату открытия решили все-таки не переносить. Когда проект Ландшафтного парка будет реализован, то до музея будет ходить обычный городской транспорт; и в будущем остановка рядом с павильоном получит название "Музей кино".

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться