Не там прописан
В селе Романовка Сокулукского района Чуйской области еще в советское время жили Иван и Анастасия Пичинины и их сын Геннадий. По окончании школы молодой человек перебрался в город и создал семью, женившись на красавице-однокурснице Зое. В 1977 году Иван Пичинин скончался. Геннадий похоронил отца на сельском кладбище. Как положено, на могиле поставил памятник и огородил место для будущих захоронений. Отец его хотел, чтобы вся семья покоилась здесь. Вскоре умерла и Анастасия Пичинина. Согласно христианскому обычаю, Геннадий и Зоя навещали усопших, наводили на могилах порядок, поминали.
Шло время, состарились и Пичинины-младшие. Геннадий скончался от инсульта в конце сентября 2017-го года. Похоронить мужа Зоя Георгиевна намеревалась возле его родителей. Ведь там было зарезервировано место. Приехала пенсионерка в местный поселковый совет за разрешением на погребение и сама едва не отправилась на тот свет, когда узнала, сколько нужно заплатить за место для ее мужа - 20 тысяч сомов.
- Мне сказали, что поскольку Гена был прописан в городе, поэтому и цена такая, - рассказала корреспонденту "РГ" Зоя Пичинина. - Местный житель заплатил бы тысячу. Я пыталась объяснить, что у нас уже есть участок под захоронение. Он находится в центре кладбища. Там ведь, кроме нашей родни, никого хоронить нельзя. За что 20 тысяч сомов? Чтобы выполнить просьбу мужа и похоронить его возле родителей, мне пришлось занимать деньги. В итоге все обошлось мне в 80 тысяч. Пенсия у меня шесть тысяч. Как отдавать долги, ума не приложу.
Ситуацию прокомментировал глава сельского совета Тагайбек Бакасов.
- Расценки на погребение иногородних лиц установили депутаты на сессии местного совета еще до моего назначения на должность. Соглашусь, что эта сумма завышена, и именно поэтому я настоял на том, чтобы ее пересмотрели. Думаю, что этот вопрос скоро решится, - пояснил он.
Как оказалось, у местных депутатов были основания для принятия такого решения. Оказывается, есть много городских жителей, желающих похоронить своих близких на сельских кладбищах, однако места на погосте все меньше и меньше. Правда, какое это имеет отношение к случаю с Зоей Пичининой, в сельсовете объяснить так и не смогли.
Жалоб нет
О том, что в Киргизии действует настоящая кладбищенская мафия, говорят много. Однако доказать, что в этой сфере существуют какие-то нарушения, как выяснилось, практически невозможно. Люди, похоронившие близкого человека, вряд ли пойдут в суд искать правду. Правоохранительные органы, чтобы приступить к расследованию, должны иметь заявление от пострадавших. Но до того ли родственникам? Сомнительно и то, что служители Фемиды вообще станут рассматривать дела подобного рода. Ведь закон "О погребении и похоронном деле в КР" до настоящего времени не принят.
Нет в республике и госоргана, который бы отслеживал соблюдение порядка при захоронении усопших. Оказание ритуальных услуг уже давно отдано частникам, а уж они вольны устанавливать свои цены. Вот только об ответственности в столь деликатном деле почему-то забыли...
В августе 2017-го года на сельском кладбище в селе Ново-Покровка Чуйской области случилось ЧП. Из-за халатности местного фермера вода, которой должны были поливать посевы, затопила погост. Более сотни могил провалилось. Земледелец, по чьей вине это произошло, ограничился тем, что привез глину, чтобы родственники смогли привести захоронения в порядок. Однако большинство могил так и осталось провалившимися.
Надо сказать, что депутаты парламента КР рассматривали законопроект "О погребении и похоронном деле" несколько раз и во время его обсуждения возникали бурные дебаты. Например, когда законопроект заслушивали в третьем чтении, возникли претензии к слову "морг". В тексте оно было написано на русском языке, хотя его аналог есть и на киргизском.
- Еще в марте 2017-го парламент принял постановление "Об образовании группы для выработки согласованного варианта закона "О погребении и похоронном деле", - пояснил один из авторов документа, депутат Дастан Бекешев. - В настоящее время ситуация в этой сфере сложная - перегруженность кладбищ, острая нехватка земельных площадей, отсутствие в связи с этим санитарной безопасности в стране.
- Прежде всего следует обратить внимание на процесс выделения земельных участков для погребения. К сожалению, в настоящее время в этом деле не обходится без коррупции. Стоимость таких участков в разных регионах страны отличается в несколько раз - это тысячи сомов. К примеру, в Чуйской области цена может достигать 18 тысяч, а то и больше.
По словам парламентария, в целях защиты прав граждан законопроект предусматривает выделение участка земли для погребения на безвозмездной основе. Но пока этот процесс находится в ведении местных советов.
Духовенство против
На протяжении нескольких лет в Киргизии обсуждается крайне деликатная тема - строительство крематория. Информация об этом появилась еще в 2012-м году. Проект активно поддержали некоторые депутаты. По мнению законодателей, крематорий позволит уничтожать мертвых животных, страдавших опасными болезнями, неопознанные трупы, биологические отходы, в том числе и медицинские, с утилизацией которых в республике есть проблемы.
Было приведено даже экономическое обоснование. По подсчетам депутатов, традиционное захоронение дороже кремации - последняя позволит сэкономить около 30-40 процентов расходов.
Планировалось, что в крематории будут работать три печи. Одна предназначена для человеческих останков, вторая - для животных, третья - для медицинских отходов. Тогда сторонников и противников предложения было почти поровну. И реализацию проекта решили заморозить. Вернулись к этой теме через три года, но Духовное управления мусульман КР и православная церковь выступили против.
Руслан Байчиев, директор Бишкекского агентства ритуальных услуг:
- Закон "О погребении и похоронном деле" нужно было принять уже давно. Да и правоохранительным органам не мешало бы присмотреться к фирмам, которые занимаются организацией похорон и, пользуясь людским горем, устанавливают драконовские цены на свои услуги. На мой взгляд, при рассмотрении вопросов погребения на государственном уровне упускается один важный с экономической точки зрения момент. На протяжении своей жизни каждый взрослый человек из своих доходов платит налоги, делает отчисления и в Социальный фонд. Неужели за все это время гражданин страны не заслужил бесплатного места на кладбище? По официальному прейскуранту, цена на захоронение в Бишкеке равняется 5800 сомов. Причем эта сумма подтверждена статьями расходов. В них входят заработная плата землекопа, покупка инвентаря, стоимость поддержания порядка на кладбище, вывоза мусора, подвоза воды. Покупка гроба и организация поминок - все это уже на усмотрение родных.
Кстати
Как пояснил "РГ" депутат городского совета столицы Павел Десятников, земля на городском кладбище предоставляется абсолютно бесплатно. Совсем недавно новый погост был открыт в селе Гроздь в 30 километрах от Бишкека. Столичная администрация профинансировала строительство дороги и установку ограды по периметру кладбища. Она же посоветовала: гражданам в случае вымогательства денег за землю следует обращаться в правоохранительные органы.