Новости

20.10.2017 12:12
Рубрика: Экономика

Царапина затянется сама

Отечественные лаки и краски обретают уникальные свойства
Производство лакокрасочных материалов (ЛКМ) в России за первую половину 2017-го составило 714,6 тысячи тонн, что на 5,2 процента больше по сравнению с предыдущим годом. Однако объем потребления в первом полугодии превысил производство и составил 798,6 тысячи тонн, увеличившись на 6,9 процента. Российские производители смогли закрыть более 80 процентов спроса, при этом около 5 процентов российской продукции было отправлено на экспорт.

Рост внутреннего потребления ЛКМ был частично покрыт за счет импортной продукции. Так, импорт в Россию в первом полугодии вырос до 122 тысяч тонн и занял на рынке долю около 15 процентов. Рынок растет также и в стоимостном выражении из-за повышения цен.

В структуре рынка почти две трети занимают краски на основе полимеров. По данным Ассоциации качества краски, доля декоративных ЛКМ российского производства составляет 93 процента от общего объема потребления.

Основной тенденцией развития рынка ЛКМ станет сокращение выпуска устаревшей продукции

"После нескольких лет стагнации рынок снова начал расти, но спрос в силу пониженной покупательной способности сместился в сторону более дешевой продукции, - говорит президент Ассоциации качества краски Сергей Федотов. - Естественно, производители не могут не реагировать на этот тренд. И сейчас доля ЛКМ экономкласса составляет 42 процента".

Однако эксперты считают: несмотря на то, что некоторые производители, стремясь снизить себестоимость, стали использовать дешевые китайские компоненты, это лишь временное явление, своеобразная реакция на неблагоприятные экономические условия. Общемировой тренд показывает, что отрасль движется в сторону производства инновационной продукции.

Согласно прогнозам минэкономразвития, основной тенденцией отечественного рынка ЛКМ в ближайшее время станет сокращение выпуска устаревшей продукции и наращивание производства инновационной благодаря модернизации производства.

"Двигателями" этого тренда являются оборонная промышленность, машиностроительный комплекс, а также производство медоборудования. В России уже выпускаются краски, например, поглощающие вредные бактерии воздушной среды, гидрофобные покрытия, которые отталкивают воду и не позволяют образовываться ледяной корке на поверхности. Есть материалы, которыми можно красить под водой и при низких температурах.

"Большинству отечественных производителей есть чем похвастаться и что предложить на замену импортным аналогам, - уверен директор Ассоциации производителей, поставщиков и потребителей лакокрасочных материалов и сырья для их производства "Центрлак" Геннадий Аверьянов. - Так, например, предприятие

"РаумПрофи" разрабатывает уникальные покрытия: материалы для создания поверхности с регулируемой пористостью, на которых не образуется конденсат, лакокрасочные материалы, которые отражают свет в ближнем и среднем инфракрасном диапазоне, что позволяет сохранять температуру поверхности не выше 40 С, а также покрытия на эпоксидной основе с толщиной нанесения 0,5-3,5 мм для судостроительной отрасли".

Современные смарт-покрытия могут самоочищаться и восстанавливать нанесенные на них царапины

"К принципиально новым видам продукции, появившимся недавно на российском рынке, можно отнести, например, направление воднодисперсионных ЛКМ по металлу, а также красок со специальными свойствами, - рассказывает Сергей Федотов. - В частности, это водная эмаль для нанесения по ржавому металлу без предварительного грунтования; антикоррозионная защита металла до 5 лет; экологичные глубокоматовые краски, позволяющие окрашивать большие поверхности без образования нахлестов, однородные по блеску и с высокой стойкостью к сухому и мокрому износу благодаря использованию керамических и стеклянных микросфер".

"Большинство крупных отечественных производителей ЛКМ конкуренты не только внутри страны, но и на внешнем рынке, - уверена помощник гендиректора компании "Русские краски" Элла Васильева. - Например, некоторые продукты, разработанные специально для отечественного авиапрома, имеют несколько патентов и во многом превосходят иностранные аналоги".

Однако на Западе также есть сильные научные разработки в этой области, и уже производится инновационная продукция, спрос на которую с каждым годом только растет. В частности, упор сделан на самовосстанавливающиеся смарт-покрытия. Они обычно содержат наночастицы, антимикробные добавки, биоактивные компоненты или полимерные материалы, которые реагируют и отвечают на внешние изменения, например, повреждение поверхности, ее загрязнение, в том числе микробное. Покрытия такого типа могут самоочищаться и даже восстанавливать, к примеру, царапины.

Кроме того, на рынке происходит активное движение в сторону производства более безопасных декоративных материалов, прежде всего строительного назначения. Для потребителей этого сегмента особенно важно использование ЛКМ, не содержащих опасных веществ.

Инфографика "РГ" / Михаил Шипов / Ирина Фурсова
Экономика Отрасли Промышленность