20.10.2017 12:45
    Поделиться

    Технологии помогают снижать эмиссию парниковых газов

    Буквально неделю назад в Австралии завершился Всемирный солнечный заезд-2017 - экстремальные "гонки" по пескам на электромобилях, работающих исключительно от солнечных батарей.

    В этом году "солнечный заезд" отпраздновал 30-летие. Каждые два года около 40 команд со всего мира на самодельных автомобилях преодолевают более трех тысяч километров с севера на юг континента - от Дарвина до Аделаиды, причем без единой капли углеродсодержащего топлива.

    В экстремальном ралли неплохо показал себя электромобиль, сконструированный студентами Рейнско-Вестфальского технического университета Ахена и Высшей профессиональной школы Ахена (Германия) при поддержке своих преподавателей. Для этого было создано некоммерческое объединение Sonnenwagen Aachen e.V.

    Рынок проявляет интерес к экологически полезным продуктам, произведенным из возобновляемого сырья

    Инвестиционным партнером команды выступил химический концерн Covestro из Леверкузена. На протяжении последних 7 лет эта компания поддерживала "солнечный" проект Solar Impulse-2 (кругосветный перелет на самолете, использующем только энергию солнца). И, разумеется, в этот раз компания, вкладывающая миллионы евро в НИОКР, не смогла не поддержать молодых инноваторов.

    "Принцип бережного использования природных ресурсов является частью стратегии нашей компании, и мы поддерживаем этот амбициозный проект, где молодые исследователи хотят доказать, что инновационные и устойчивые концепции транспортных средств уже сегодня имеют право на существование и могут быть претворены в жизнь", - сообщил Маркус Штайлеманн, член правления, ответственный за инновации и коммерческую деятельность Covestro. "Мы рады поддержке Covestro и воспользуемся в первую очередь ее обширным опытом в плане перспективных материалов", - подчеркнул участник команды Sonnenwagen Aachen Хендрик Лёббердинг.

    Партнерство принесло выгоду обеим сторонам. "Солнечные" гонщики обрели моральную и материальную поддержку, а химическая компания получила возможность в экстремальных условиях (жара до + 45 С с резким понижением по ночам, активное ультрафиолетовое излучение, пыль и прочие прелести австралийской пустыни) испытать новый трехслойный полиуретановый лак от фирмы PPG. Это защитное покрытие особенно хорошо подходит для деталей автомобильного кузова на основе карбонового волокна. Отвердитель для этого лака и был разработан специалистами Covestro: доля углерода, извлеченного из биомассы, составила в нем 70 процентов. Таким образом, химическая компания внесла свою лепту в снижение эмиссии СО2 в атмосферу. Кроме того, в солнцемобиле из Ахена использовались полиуретановые и поликарбонатные материалы бренда Covestro, уменьшающие массу авто и повышающие его аэродинамические свойства.

    Но создание отвердителя для полиуретанового лака PPG - отнюдь не единственная уникальная разработка Covestro последнего времени. Так, в прошлом году компания нашла более адекватное применение углекислому газу, нежели выброс его в атмосферу: теперь он используется для "вспенивания" полиуретана. А недавно специалисты Covestro

    в партнерстве с университетом г. Штутгарт, Центром катализа САТ РВТУ г. Ахен и концерном "Байер АГ" совершили настоящий исследовательский прорыв, получив анилин - незаменимое сырье при производстве искусственных каучуков, гербицидов и красителей - не традиционным способом из бензола, а из биомассы.

    Промышленное производство анилина новым способом - пока перспектива. Но первые лабораторные образцы уже получены, и сейчас компания продолжает совершенствовать этот процесс на пилотном мини-заводе в Германии. Когда промышленное производство по уникальной технологии стартует, это будет беспрецедентным достижением химической отрасли.

    "Рынок проявляет большой интерес к экологически полезным продуктам, основанным на возобновляемом сырье, - рассказал Маркус Штайлеманн. - Возможность получения анилина из биомассы - это еще один ключевой шаг в уменьшении зависимости химической промышленности вообще и производства пластмасс в частности от ископаемого сырья и колебаний рынка". Ежегодно во всем мире производится более 4,5 миллиона тонн анилина, причем объем выпуска увеличивается каждый год примерно на пять процентов. Заводы Covestro мощностью около миллиона тонн анилина играют на рынке роль первой скрипки. Компании применяют это органическое соединение как исходный материал для получения пенополиуретана. Когда новая технология получит промышленное воплощение, это поможет значительно снизить объем использования бензола и, соответственно, нефти, ее фракций и каменного угля, необходимых для синтеза ароматического углеводорода.

    "Сейчас в разрабатываемом процессе используется возобновляемое сырье, и анилин производится с лучшим показателем по эмиссии углерода, чем тот, который выпускается по стандартной технологии, - рассказывает менеджер проекта др. Гернот Ягер. - Это даст возможность нашим заказчикам заметно улучшить показатель по выбросам углекислого газа для производства продуктов на основе анилина". Экологические аспекты процесса сейчас тщательно оцениваются независимыми экспертами.

    Дальнейшее совершенствование технологии специалисты Covestro ведут с коллегами из Центра катализа Рейнско-Вестфальского технического университета Ахена, университета Штутгарта и концерна Bayer AG, от которого, собственно, Covestro и отпочковался чуть более двух лет назад. Долгосрочный исследовательский проект будет получать финансирование в течение двух с половиной лет через FNR (Агентство возобновляемых ресурсов), проектное агентство федерального министерства питания и сельского хозяйства.

    Поделиться