А потом меня пригласили на "Вечер с Владимиром Соловьевым" на ту же тему поговорить.
И я вспомнил.
Прошедшее лето. Жара. Я сижу на открытой веранде ресторана в самом центре Москвы. Веранда отделена от улицы маленькой перегородкой. К перегородке подходит еще довольно молодой парень с лицом человека, который трезвым не бывает никогда.
Парень изображает на лице то, что, наверное, считает улыбкой и говорит, проглатывая слова: "На бухло дайте, мужчина... Честно - на бухло".
Я не в духе. У меня - куча проблем, что называется, "в общественной и личной жизни". И я срываюсь. Говорю что-то вроде: молодой еще, как тебе не стыдно попрошайничать, иди работай! И что тут началось! Посетители ресторана бросились на защиту пьянчужки, вспомнив мне мою публичную работу и сомнительную национальность. Они обвиняли меня в отсутствии жалости и пророчили, что неизвестно еще, как моя жизнь сложится...
Парень, испугавшись, что попал в центр внимания, исчез. Довольно быстро я ушел тоже.
Почему я об этом вспомнил?
Когда речь идет об этом самом разрыве между бедными и богатыми, мы чаще всего думаем не о том, как увеличить доходы бедных, но о том, как уменьшить богатство богатых. Про всякие прогрессивные налоги заводим разговор и проч., и проч.
Семьдесят лет нам рассказывали, что богатым быть плохо. Если в каком-нибудь фильме человек жил в шикарной квартире, будьте уверены, это был отрицательный герой. На хороших машинах положительные герои не ездили, разве что партийные работники, но им можно. Икру на хлеб намазывали только воры, которым потом обязательно воздавалось по заслугам. Даже когда советские кинематографисты рассказывали о дореволюционных годах, в хороших шубах и шапках, как правило, ходили нехорошие люди, хорошие одевались попроще.
Нелюбовь, а точнее даже - неуважение к богатству у нас в крови. Молодой парень, который вместо того, чтобы работать, - пьет, вызывает жалость, а не гнев. "Мало ли как у него обстоятельства сложились", - думаем сердобольные мы. А я в таких случаях вспоминаю, что сказал мне замечательный писатель Борис Васильев: "Обстоятельства могут довести человека до бедности, но не могут довести его до нищеты".
Когда речь идет о больных, о старых людях, об инвалидах - я понимаю, что они нуждаются в помощи. Но нередко бедность - это сознательный выбор человека. Потому что зарабатывать деньги - трудно. Для того, чтобы быть богатым человеком, надо очень серьезно работать.
А что, разве нельзя воровать? Нельзя. Но воруют. Есть люди, которые богатеют неправедным путем. И коррупция есть. Причем не только в нашей стране. И наворовавшие очень мешают уважительному отношению к богатым людям. И бесят люди, которые кичатся своими, невесть откуда взявшимися доходами. Это так.
И государство должно больше делать, чтобы учителя, врачи, работники бюджетной сферы были более обеспеченными людьми. Все так. Спора, как говорится, не получится.
Но я - о другом. Странная возникает ситуация. Нет такого человека, который бы предпочел быть бедным, а не богатым. И часто, когда у нас возникают проблемы - например, денег на лечение не хватает, - мы обращаемся именно к богатым людям. И при этом любой богатый человек для нас подозрителен.
Презрение к богатству чаще всего зиждется на зависти. У кого-то ведь получилось, а у меня - нет. Можно посмотреть в зеркало. А можно обвинять разбогатевшего во всех смертных грехах. Второе проще.
У меня есть абонемент в Московском Доме музыки - на сцене я беру интервью у разных известных людей. Недавно я беседовал с очень популярным и хорошим актером. Мне так и не удалось выяснить у него, сколько он получает. Он сказал лишь, что обеспеченный человек. И - не более того. Ему неловко говорить о своих доходах. Почему? Он заработал свои деньги трудом, и более ничем. Но прекрасно понимает: если назовет конкретные суммы, потеряет часть своих зрителей. Ну не любят у нас богатых людей.
Если человек зарабатывает деньги нечестно - он достоин презрения и тюрьмы. Но если честно - уважения. Казалось бы...
Вот есть богатые и есть бедные. Между ними разрыв. Чтобы этот разрыв уменьшить, должно быть совместное движение навстречу, разве не так?
Мы радостно приветствуем шаги богатых. Уверен, что если поставить вопрос "Нужен ли прогрессивный налог?", народ проголосует "за". А вот подумать о том, как помочь разбогатеть бедным, гораздо сложнее.
Что делать конкретному человеку, который хочет жить богаче? Или попробовать заниматься бизнесом, что невероятно трудно. Или попытаться что-либо делать так, чтобы стать востребованным и нужным.
Помимо моей телевизионной работы я занимаюсь психологией и театром. Скажем, за свой спектакль, который я сейчас ставлю в театре имени Вахтангова, я получу вполне хороший гонорар. Но он не сопоставим с теми деньгами, которые я получил бы, если бы занимался бизнесом, как это делают другие мои коллеги. Но это мой выбор.
Да, государство должно помогать развитию малого бизнеса и предпринимательства. Это безусловно. Но если человек хочет стать богатым, он не должен ждать, что кто-нибудь ему поможет. Это его личный выбор и его личное дело.