"На 23 октября на Москву билетов нет, - огорчили меня в кассе магаданского аэропорта Сокол. - Можно купить на 24-е".
Но желание отправиться в полет напрочь отбивают цены: касса предложила четыре варианта от 85 992 до 107 431 рубля. Причем с пересадками. Больше порадовал поход на сайт авиакомпании: на понедельник нашелся билет за 54 тысячи туда-обратно. А из столицы на Колыму можно было улететь за 14 тысяч.
Общественная палата регулярно отслеживает стоимость билетов на самолет, ведь воздушный, по сути, - единственный вид транспорта, который связывает Колыму с "большой" землей. По словам председателя палаты Якова Радченко, очередной авиамониторинг показал: средний тариф экономкласса до Москвы и обратно на октябрь - ноябрь сейчас составляет 25 600 рублей. Год назад цена 24 900 рублей.
Но на ближайшие даты дешевые билеты в дефиците. Между тем пик перевозок еще не прошел: магаданцы возвращаются в область из длинных северных отпусков, а золотодобывающие предприятия массово отправляют на "материк" вахтовиков - в регионе завершается промывочный сезон на россыпях.
В отличие от магаданцев, хабаровчане могут добраться до столицы в любой день (два-три рейса ежедневно) и недорого. С конца октября в расписании полетов из Амурской области тоже будут ежедневные рейсы в Москву. "Ситуация с авиасообщением на московском направлении стабилизируется. Авиакомпании увеличили частоту полетов, - сообщил генеральный директор ГУП АО "Аэропорт Благовещенск" Валерий Шлегель.
А вот о дешевых билетах жителям Благовещенска остается только мечтать. 23 октября можно вылететь в Москву за 32 021 рубль. На следующие дни цена скачет от 21 129 до 41 826 рублей в экономклассе.
Министерство РФ по развитию Дальнего Востока предложило авиакомпаниям, летающим из Москвы в Анадырь, Благовещенск и Якутск, продавать билеты по "плоским" тарифам (с фиксированной ценой, которая не зависит от даты приобретения, тарифы действуют в течение года). Магаданцы предлагают еще несколько мер, которые позволят сгладить остроту ситуации с авиаперевозками.
- Среди наших предложений - смещение начала учебного года для студентов. Он должен начинаться позже, чем в общеобразовательных школах. Это поможет уменьшить нагрузку на авиацию в пиковые периоды, - говорит член Общественной палаты Магаданской области Юлиана Хомутинина. - Следует снизить возрастной ценз для людей, которые имеют право на субсидированные перевозки: женщина с 50 и мужчины с 55 лет.
Ну и, конечно, льготы должны быть доступны дальневосточникам. Ведь в этом году за билеты по субсидированным тарифам расхватали за несколько недель.
Как отметили "РГ" в минтрансе, после ухода крупного перевозчика из региона ("ВИМ-Авиа"), сложно в оперативном порядке найти ему замену. Зимнее расписание уже сформировано. Сейчас ведутся переговоры с авиакомпаниями.
"ВИМ-Авиа" имела в парке дальнемагистральные самолеты и могла совершать прямые рейсы из Центральной России в Анадырь, Певек, Магадан, Благовещенск. Сейчас осталось еще две авиакомпании, которые имеют в парке дальнемагистральные самолеты. Однако без господдержки полеты будут убыточны, считают эксперты. И компании рискуют последовать за "ВИМ-Авиа". Либо им придется выставлять за билеты высокую цену, ведь завоз на Север авиакеросина дорогое удовольствие.
Тем не менее пустота в небе начинает заполняться. Нашлась авиакомпания, которая готова летать в Благовещенск. Есть и те, кто планирует рейсы в Магадан. Что касается полетов из Певек, то желающих пока нет.
Подготовила Татьяна Шадрина