Новости

22.10.2017 12:04
Рубрика: Общество

Послали в Сеть

Учителей будут готовить по-новому
Ректоры подвели итоги проекта модернизации педобразования: 50 процентов вузов уже поменяли программы.

Если раньше педагогов выпускали только педвузы и классические университеты, то сейчас кадры готовят еще и федеральные, национальные исследовательские, профильные университеты. Можно учиться на бакалавриате по любой специальности, хоть инженерной или экономической, и, закончив педагогическую магистратуру, прийти работать в школу.

Что надо обязательно дать в программах за эти два года? Как научить будущих педагогов входить в класс без робости и держать дисциплину? Как строить общение с родителями в соцсетях? Какие знания нужны, чтобы вести не только уроки, но и кружки в школе? Ответы на эти вопросы дал проект по модернизации педобразования, который шел в стране четыре года. В нем приняли участие 65 вузов.

- Педагогическое образование - одно из стратегических в Минобрнауки, - подчеркнула министр образования и науки Ольга Васильева на Всероссийской конференции, где подводились итоги модернизации педобразования. - В России педагогов сейчас готовят 255 вузов. В них учатся 436 тысяч студентов - будущих учителей, 200 тысяч - по очной форме, 48 тысяч - на программах магистратуры, остальные - бакалавриат и специалитет.

Интерес к профессии педагога в обществе растет. По словам министра, в 2015 году в педвузы и на педфакультеты пришли лишь 16 стобалльников, а через год их было уже 195.

Меняется не только отношение к профессии, но и требования к ней. Четыре года лекций даже самого лучшего профессора не дают гарантий, что в современную школу придет грамотный педагог. Ему мало знать на "пять" свой предмет, надо еще уметь работать с особенными детьми, общаться с родителями в соцсетях, разбираться в онлайн-обучении и самому постоянно учиться, в том числе - по интернету.

- В центре внимания должны находиться вопросы воспитания. Надо усиливать метапредметность в программах, давать основы медиаобразования, это, в том числе, работа в сетевых сообществах. Педагогам надо давать такие знания, чтобы они могли вести кружковую работу - от технического до эстетического направлений, - подчеркнул ректор Московского государственного педуниверситета Алексей Лубков.

В результате проекта были разработаны и апробированы 42 новые образовательные программы. 12 тысяч студентов уже занимались по ним. Появились 30 онлайн-курсов для учителей, был апробирован модульный принцип обучения будущих педагогов. В частности, МПГУ разработал модуль по подготовке вожатых. Появились модули по работе с особенными детьми. Конечно, это не сравнить с полноценным образованием дефектолога, но основы дефектологического знания учителям теперь даются.

Ректор Уральского педуниверситета Алевтина Симонова рассказала, что ее вуз отрабатывал новые модели целевого обучения, когда педагог готовится для конкретной школы, где проходит практику. Скоро в школах появятся новые должности для карьерного роста учителей. В том числе, будут педагоги-наставники. В Уральском педуниверситете для них разработали программы педагогических мастерских, и 5 тысяч педагогов уже прошли в них обучение.

По словам ректоров, следующая важная задача для вузов, которые готовят учителей, дать возможность педагогам постоянно обучаться на базе университета. Речь не только о повышении квалификации, а том, чтобы педагоги постоянно получали новые знания. Не обязательно - по предмету.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"