Доменные имена являются собственностью не компаний, а системы ICANN. Приобретая тот или иной домен с помощью регистратора (которых сегодня 20), вы лишь получаете право его администрирования, продлевать которое нужно ежегодно. Домен присваивается вам как адрес в квартире. Однако в индустрии e-commerce сейчас все больше компаний, которые не имеют ничего, кроме программистов и домена, на котором располагается сайт с огромным количеством покупателей. Удачный пример таких компаний - YouDo.com, Booking.com, Headhunter.ru. При этом для банка доменное имя даже самого раскрученного сервиса не значит абсолютно ничего, он никогда не сможет взять его в залог. В случае необходимости IT-менеджер может попросту перевести домен на другое юридическое или физлицо. И даже по решению суда можно остановить передачу, но нельзя переделегировать домен третьему лицу - банку.
Вот, например, обанкротившийся Wikimart или "Техносила", которая закрыла свой интернет-магазин. Безусловно, многие из кредиторов предпочли бы вместо старого оборудования получить ресурс Wikimart. Они были бы просто счастливы владеть им и развивать дальше. Однако это невозможно, доменные имена передаются только по частному согласованию между двумя сторонами.
Домены как актив вызывают усиление интереса к ним на рынке. Появляется все больше "домейнеров" или "киберсквотеров", которые приобретают их в больших количествах в надежде, что смогут продать их за большие деньги. Они сами определяют ее, руководствуясь в первую очередь смысловой нагрузкой его написания и принадлежностью к бренду. К примеру, они скупают сайты, по написанию схожие со sberbank.ru. Распространена такая практика и у конкурентов, скупающих домены, которые приводят к ним на сайты чужих клиентов.
Конечно, мы видим большую проблему в том, что доменное имя до сих пор не может быть в России залоговым имуществом и не является оцененным активом. Владельцы доменов должны иметь возможность закладывать принадлежащее им интернет-имущество. Но как банку или приставам оценить домен? Единого стандарта на сегодняшний день не существует. Безусловно, примером могут стать интересные мировые практики, однако их можно использовать как один из возможных вариантов.
У доменного имени есть множество показателей, которые можно оценить. Первый и очень важный - это трафик. Новый хозяин получит целевой аудитории, готовую сделать заказ и принести прибыль. Второй показатель оценки - характер трафика. Если он органический, а не платный, то ценность домена значительно возрастает. Характеристики целевой аудитории также играют огромную роль в капитализации домена - пол, возраст, география. История домена, сколько лет он существует, показатели возврата и отказа, история сделок по продаже подобных доменов - все это формирует оценочную стоимость.
Безусловно, чтобы система оценки доменных имен эффективно функционировала, нужен единый стандарт, которым будут руководствоваться как банки, так и государство при оценке стоимости. У банков существует четкая процедура - если организация хочет привлечь средства под залог, например, автомобиля, она обращается к аудитору, который делает вывод о нго стоимости. Такую систему АКИТ предлагает ввести в отношении доменов.
Создать организацию - институт оценки доменных имен. Она разработает стандарт, который будет принят ведущими банками и поддержан минсвязью или минэкомразвития. Мы рассчитываем, что эти стандарты будут рекомендованы для судебных приставов или банков. Когда такие критерии будут сформированы, работающие с банками аудиторы смогут оценивать домены, а банки выдавать кредиты. Для чего все это нужно? Прежде всего, чтобы компании, особенно стартапы, могли стабильно развиваться, брать кредиты под доменные имена, привлекали дополнительный трафик, потребителей, вкладывали в рекламу. Мы уверены, что признание доменов полноценным активом компаний - необходимая составляющая современной экономики, без которой говорить о поддержке бизнеса в нашей стране преждевременно.