Ну и так далее. Если вы актрисе понравитесь, то тепло кончиков ее пальцев на своем лице почувствуете чуть дольше, чем предполагает режиссерская концепция. Не обольщайтесь. Ее касания безгрешны. Каждого участника на входе ждет четкий инструктаж : во время спектакля не трогайте актрису, даже если очень хочется. Не разговаривайте с ней. Оставьте все свои вещи, телефоны и заботы (это важно) за дверью . Когда актриса скажет до свидания, пожалуйста, встаньте, обуйтесь и выйдите из зала... Прощаться мало кому хочется. Но героиня вечера выберется из горы белоснежных одеял и сядет на кровати уже безучастная к вам, как скульптура - в ожидании нового зрителя... Фернандо Рубио - аргентинский режиссер, драматург и художник представил на фестивале "TERRITORIЯ" один из самых необычных спектаклей современности. Он более двадцати лет успешно экспериментирует с такими понятиями, как личные границы (самый закрытый интроверт здесь наиболее интересный экземпляр для исследования) и максимально допустимое расстояние при общении совершенно незнакомых людей. То, что действие в его новой постановке "Все, что со мной рядом" происходит сразу в постели, - необходимое сгущение театральных красок. Никой предварительной конфетно-буфетной завязки. Задача режиссера - установить эфемерные, но неимоверно мощные контакты. Помочь найти общий язык без слов и в предельно сжатые сроки. Дать ответ на вопрос: может ли человек, вырванный из контекста своих обстоятельств, разрушить стереотипы поведения, согласиться пойти на контакт и преодолеть свое и чужое одиночество. В центре внимания при этом - вы и ваши воспоминания, переживания, чувства...
"Идея не только экстетическая и театральная: но и социальная, - рассказывал "РГ" режиссер спектакля Фернандо Рубио. - Для моего спектакля не существует одной идеальной актрисы. И нет конкретного лица или возраста, который бы подходил. Я создаю общность актрис, мой спектакль - об универсальности голоса, который звучит из многих тел. И нет специальных указаний, какое это должно быть тело. Приняты и красивы все тела - в обществе, где так много стереотипов об идеальных формах, мне важно именно в этом ключе подбирать актрис. Мне важно найти новое представление о красоте и подчеркнуть ценность индивидуальности человека как такового, его внутреннего мира. Да, идея не нова, но вы видите, как она работает в новых условиях. А черты его лица могут быть любыми. Не важен возраст, цвет кожи, происхождение, социальное положение - важен только голос..."
Фернандо Рубио со своим спектаклем путешествовал по Европе, Азии и Америке и в каждой стране проводил кастинг среди местных актрис. Прошли конкурс (во всем мире) - более 150 человек. Только женщины, ведь это исключительно женский спектакль. "Звучать должен только женский голос - он мягче, неподражаемее, - говорит Фернандо Рубио. - Текст на всех кроватях звучит одинаковый и написан он от второго лица. Голос отражается в стольких телах, сколько людей приходит. И в теле актрисы тоже - получается группа женщин с единым коллективным голосом. Задача таких повторов - придумать одну из форм, в рамках которой можно двигаться в сторону создания практической универсальной памяти. Мой спектакль - это эксперимент с коллективной памятью".
Авторский текст короткий, партитура - очень четкая и тщательно разработанная, до мельчайших деталей. С каждой актрисой Фернандо Рубио сначала работает индивидуально и, по рассказам очевидцев, очень деликатно, а потом собирает всех вместе.
На все про все - от фазы первого знакомства до состояния полного отчуждения - пятнадцать минут. И комфортная атмосфера (как в Московском музее современного искусства, где сейчас идут показы спектакля), как выясняется, - не обязательное условие. "Все, что со мной рядом" играли в закрытых пространствах различных центров современного искусства, на природе, в лесу и даже просто прямо на улице большого города. В Голландии спектакль Фернандо Рубио шел посредине озера: кровати плавали, люди к ним добирались на лодках или даже вплавь - в одежде, но без обуви. Чего только не сделаешь на пути к познанию собственного я. Ведь при общении с актером "глаза в глаза" человек может за пятнадцать минут получить для себя больше, чем за три часа даже самого грандиозного спектакля, идущего через рампу.
Нужно только вовремя взглянуть.
Можно бытовой вопрос? Как вы решаете свои финансовые проблемы? Ведь почти все ваши спектакли рассчитаны на индивидуальное обслуживание зрителя, но для театра это экономически не выгодно.
Фернандо Рубио: Здесь двойной смысл. Конечно, мы немного денег зарабатываем на билетах, но главные дивиденды - в получении очень сильного отклика. Потом должен сказать, многие люди помогают, чтобы этот спектакль был увиден. Иногда помощь приходит совсем со стороны...
Когда мы играем спектакль в общественных местах , есть люди, которые ложатся в кровати, а есть около ста безучастных зрителей, который смотрят со стороны и думают, а что здесь, собственно, происходит? Почему посреди города вдруг стоят кровати? Есть бесконечное множество пространств, и часть моей работы - исследовать, как движется спектакль в различных внешних обстоятельствах, как в разных интерьерах люди реагируют на вторжение в их личное психологическое пространство. Вот это в первую очередь интересно. А с деньгами ничего, все нормально...