Новости

23.10.2017 19:03
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Инвестиции - это наш второй бюджет

Георгий Полтавченко: До конца 2017 года в Северной столице будет открыто почти 20 новых производств
В Петербурге в четверг открывается II Инвестиционный форум, на котором представители власти, бизнеса, банковских структур и ведущие эксперты будут обсуждать перспективы развития Северной столицы.
Георгий Полтавченко (слева): Благодаря ЗСД город сегодня можно пересечь с севера на юг за 20 минут. Фото: Пресс-служба администрации губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко (слева): Благодаря ЗСД город сегодня можно пересечь с севера на юг за 20 минут. Фото: Пресс-служба администрации губернатора Санкт-Петербурга
Георгий Полтавченко (слева): Благодаря ЗСД город сегодня можно пересечь с севера на юг за 20 минут. Фото: Пресс-служба администрации губернатора Санкт-Петербурга

Готовы ли сегодня инвесторы вкладывать деньги в наукоемкие и высокотехнологичные отрасли? Получат ли особую поддержку Смольного крупные инфраструктурные разработки? Усилится ли работа по снижению административных барьеров?

В преддверии форума корреспондент "РГ" поговорил с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко об ожиданиях власти и ее готовности к диалогу с бизнесом и обществом.

Георгий Сергеевич, объем прямых иностранных инвестиций в Петербург в этом году уже вырос на 3,5 процента и превысил полтора миллиарда долларов. Но давайте поговорим не о позитивной динамике, которая не может не радовать, а о схеме концессионных соглашений с инвесторами, которая вызывает множество споров. Самый яркий пример - платная автомагистраль ЗСД (Западный скоростной диаметр. - Ред.). В этом году концессионер уже получил от города пять миллиардов рублей - такова сумма выплат недостающих доходов, в следующем году город заплатит еще не менее четырех миллиардов. Некоторые политики называют это уводом денег из бюджета и предлагают вовсе не платить концессионерам. Какова ваша позиция?

Георгий Полтавченко: Давайте начнем с того, что Западный скоростной диаметр - это уникальный транспортный проект международного масштаба, первый и крупнейший в стране проект, реализованный по схеме государственно-частного партнерства. Подчеркиваю - реализованный, а не оставшийся на бумаге. И, кстати, получивший множество наград, как лучший проект ГЧП, в том числе - российских.

У города есть высокоскоростная и технологически совершенная автотрасса, которая стала новой достопримечательностью

Но самое главное, что у Петербурга сегодня есть высокоскоростная и технологически совершенная автотрасса, которая стала нашей новой достопримечательностью. Осуществилась мечта многих петербуржцев: сегодня город можно пересечь с севера на юг за 20 минут. Кроме того, благодаря ЗСД из центра города, который находится под охраной ЮНЕСКО, выведен значительный поток автотранспорта, в том числе грузового. Улучшилась экологическая обстановка. А ведь этой дороги сегодня могло бы и не быть.

Строительство ЗСД начиналось в 2005 году совсем в других условиях. А потом наступил кризис 2008 года. И только благодаря политической воле президента России был достроен Южный и построен Северный участок. Оставался самый сложный - Центральный, почти весь - на искусственных опорах через дельту Невы. Если сейчас меня вернуть в 2012 год, я бы еще раз подписал документы по Соглашению о создании и эксплуатации ЗСД на основе ГЧП. Потому что при общей стоимости 122 миллиарда рублей обязательства Санкт-Петербурга составили всего 16,9 миллиарда. В финансировании Центрального участка принимал участие и федеральный бюджет. Но основные вложения, а также риски по реализации проекта взял на себя консорциум инвесторов, в том числе и иностранных. И несмотря на все сложности, которые наступили в 2013-2014 годах, за три года работу завершил. А если бы это была бюджетная стройка...

...то строили бы до сих пор?

Георгий Полтавченко: Наверное, лет семь-восемь. Естественно, соглашением были предусмотрены обязательства города по компенсации частному инвестору недополученной прибыли от эксплуатации магистрали. И мы их выполняем. Но мы платим эти деньги сейчас, уже имея готовую отличную дорогу. Причем поток автомобилей по ЗСД растет, прибыль увеличивается, а сумма компенсаций автоматически будет уменьшаться. Но сейчас не платить нельзя. Во-первых, это, мягко говоря, неприлично. А, во-вторых, деловая репутация города - важнейшее условие привлечения новых инвестиций.

Возможно, город рассмотрит иные, непрямые, механизмы компенсации?

Георгий Полтавченко: Уже рассматривает. Один из вариантов снижения прямых выплат - передача прилегающих к ЗСД участков земли для ведения экономической деятельности. Этот вопрос сейчас в стадии проработки, поэтому пока мы о нем широко не говорим. А критики... они всегда были, есть и будут. Посоветовал бы им иногда еще и здравый смысл включать.

Три с половиной года назад была принята Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года. С тех пор экономическая ситуация в стране и мире существенно изменилась. Насколько серьезно в связи с этим пришлось скорректировать приоритеты, содержащиеся в Стратегии-2030?

Георгий Полтавченко: Приоритеты мы не меняли. Стратегия - она на то и стратегия, что имеет длинный горизонт и четко обозначает основные направления. Их у нас четыре - развитие человеческого капитала (имеется в виду улучшение систем здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, социальной поддержки и обслуживания населения), повышение качества городской среды (то есть решение транспортных, жилищных проблем, развитие территорий и инфраструктуры), обеспечение устойчивого экономического роста с упором на экономику знаний и высокие технологии, и обеспечение эффективности управления и развитие гражданского общества. В качестве механизма реализации мы разработали 17 городских государственных программ и определили для каждой соответствующие индикаторы. В них, конечно, вносятся определенные коррективы.

К примеру, по обеспечению занятости населения, задача на 2017 год была снизить уровень безработицы до 2,3 процента, а вышло - 1,6 процента. По программе ЖКХ планировали до 46 процентов снизить износ коммунальных сетей. Здесь мы, к сожалению, отстаем. Хотя и серьезно вкладываемся в реконструкцию котельных, тепловых станций, создания новых энергетических мощностей. Но темпы замены магистральных и квартальных сетей пока недостаточны. Думаю, это временная ситуация, связанная с экономическими и бюджетными реалиями последних лет. Но, как и у всей страны, самое тяжелое время уже позади. В целом по петербургской стратегии мы ждем федерального социально-экономического прогноза на период до 2035 года, чтобы актуализировать стратегию и уже тогда внести ее на рассмотрение Законодательного собрания.

Наивный вопрос - а вы задумывались о Стратегии-2100 или даже 2200? Ведь, строя город на Неве, Петр I именно с таким размашистым шагом его и планировал...

Георгий Полтавченко: Вы правы абсолютно, любой руководитель должен заглядывать не только в обозримое, но и в отдаленное будущее. Есть люди, которые сегодняшним днем живут, счастливые наверняка. Но эта роскошь не для губернатора Санкт-Петербурга. Наш город всегда должен иметь перспективу, достойную его великой истории. Поэтому на основе нашей Стратегии-2030 мы сейчас разрабатываем новый Генеральный план развития Петербурга. Он охватит перспективу развития Северной столицы в XXI веке с учетом всех последних тенденций от наработок в сфере "Умного города" до развития новых технологий на так называемых "Фабриках будущего".

Недавно Петербург стал лауреатом международной премии World Travel Awards, имеющей репутацию "туристического Оскара", как лучшее городское направление Европы.

Георгий Полтавченко: Да, третий год подряд.

То есть с туристическими рейтингами у города все в порядке, чего не скажешь о рейтингах инвестиционной привлекательности или экономического положения. Например, в рейтинге АСИ за 2015 год Петербург был на 22-й строчке, за 2016 год - на 17-й. Почему здесь у второй столицы России столь скромный темп продвижения?

Георгий Полтавченко: Главное - что мы поступательно движемся в нужном направлении. Не забывайте, в первом рейтинге АСИ Петербург был среди аутсайдеров.

Трудно поспорить - динамика позитивная.

Георгий Полтавченко: Но соглашусь, своего места в десятке лидеров Петербург все-таки заслуживает, и такую задачу мы перед собой ставим. Особенность рейтинга АСИ состоит в том, что он характеризует, скорее, не то, как регион умеет привлекать инвестиции, а скорость реализации проектов и применение передовых практик работы с бизнесом.

У нашего же города есть целый ряд особенностей, присущих только ему и не позволяющих брать и механически внедрять у себя даже самые лучшие ноу-хау. У нас ведь самая большая в Европе охраняемая историческая часть, что накладывает определенные ограничения на создание инженерной инфраструктуры. Но даже при столь жестких ограничениях нам удается повысить, например, доступность энергетической системы для бизнеса. В прошлом году наша система технологического присоединения к электросетям была признана лучшей практикой в России.

Привлекать инвестиции Петербург умеет. Возьмите первую двадцатку рейтинга АСИ, и посмотрите динамику - кто сколько за прошлый год привлек инвестиций, не считая бюджетных. У Петербурга будет прибавка 31 процент, лучше нас по этому показателю - только Тюменская область. Причем у нас все эти инвестиции можно, что называется, "увидеть и пощупать". До конца 2017 года мы откроем почти 20 новых производств. Фармацевтика, металлообработка, пищевая промышленность, парфюмерия... Такого в нашем городе вообще не было со времен Советского Союза. И это все, главным образом, частные капиталовложения.

Санкт-Петербург третий год подряд строит больше трех миллионов квадратных метров жилья. Это мощный показатель. У нас растут автомобильный и фармацевтический кластеры. В Пушкине скоро будет запущен первый в России и, подчеркиваю, единственный полный цикл производства инсулина - от субстанции до конечного продукта. Предприятие уже построено, идет сложный процесс наладки оборудования, со следующего года начнется выпуск продукта. Мощность такая, что можно будет закрыть не только потребности Российской Федерации в инсулине, но еще и в другие страны его поставлять.

За прошлый год мы привлекли в основной капитал предприятий 582 миллиарда рублей. Это на 12 с лишним процентов больше, чем годом ранее, и сравнимо с доходной частью городского бюджета. Получается, мы фактически второй бюджет привлекли через инвестиции. И сейчас в текущих ценах идем примерно по тому же графику.

Значит ли это, что у инвестора нет никаких проблем?

Георгий Полтавченко: Есть конечно. Мы инвестора любим, лелеем, но не можем позволить делать в Петербурге все, что ему заблагорассудится. Например, есть инвесторы, всерьез предлагающие чуть ли не на Дворцовой набережной поставить супермегаделовой центр из стекла и бетона. Мол, "весь мир у нас в руках, поэтому мы не хотим строить где-нибудь в районе Колтушей, а хотим - на стрелке Васильевского острова". Может, в других городах и странах это допустимо. Вот пусть у себя и строят. А мы слишком любим свой город, чтобы на такое соглашаться.

И еще немного про рейтинги, на этот раз про экологические. В экологическом рейтинге по итогам лета 2017 года Петербург занял четвертое место. А Ленинградская область - 79-е. Во многом это объясняется тем, что весь свой мусор Петербург везет в Ленинградскую область. Не секрет, что даже в "зеленой папке", полученной вами от президента, был вопрос про полигон отходов "Новоселки". Как, по вашему мнению город должен решать проблему с отходами?

Георгий Полтавченко: Про полигон "Новоселки" мы еще весной объявили, что будем его закрывать. Слишком много жалоб со стороны петербуржцев. И кстати, решение о закрытии мы приняли еще до того, как вопрос оказался в "зеленой папке". Город прекратил приемку на этот полигон любого мусора, кроме строительного, началась рекультивация. Сейчас идет работа по выравниванию так называемого террикона, уже отсыпали склоны, засеяли их травой, высадим деревья, чтобы отрезать свалку от жилых кварталов зеленым щитом. После этого на полигоне проложим порядка 20 километров труб для дегазации и поставим станцию по утилизации этого газа.

Мусор по договоренности с Ленинградской областью сейчас вывозится на девять лицензированных полигонов. А в рамках соглашения о совместной градостроительной деятельности города и области договорились, что до 2025 года построим две площадки по переработке отходов. Плюс ведем переговоры с инвесторами по строительству на территории города мусороперерабатывающих заводов. Причем рассматриваем в первую очередь предложения, связанные с полным циклом переработки, который не предусматривает сжигания мусора.

Кстати, со следующего года у нас в соответствии с действующим законом будет единый региональный оператор, который будет заниматься координацией всей работы по утилизации мусора. Конкурс еще не проводили, но думаю, желающих будет много.

Вернемся к "зеленой папке", которую вы получили на августовской встрече с президентом. Насколько известно, в Смольном уже прошло совещание по итогам рассмотрения жалоб петербуржцев. Какие выводы для себя сделала городская власть?

Георгий Полтавченко: Первым делом я поручил коллегам внимательно изучить, обращался ли человек по этому вопросу к нам, как в городе его вопрос решали, и если не решили, то почему. Выяснили, что из 49 заявителей подавляющее большинство людей к нам просто не обращались. Они пошли сразу к президенту - что вполне объяснимо, учитывая высокий уровень доверия к первому лицу государства. Но ведь это неправильно, когда люди с любой своей проблемой, вплоть до установки счетчика на воду, идут сразу к президенту.

Поэтому первое, над чем нам придется поработать - чтобы петербуржцы искали справедливости и находили ее не только у президента, а на уровне города, района, муниципалитета.

В Петербурге все инвестиции можно "увидеть и пощупать"

Во-вторых, мы систематизировали жалобы по темам. Оказалось, больше всего петербуржцев волнуют вопросы ЖКХ, жилья, здравоохранения. Обобщив информацию, полученную в ходе отработки обращений, мы вышли на несколько системных выводов. Например - приняли решение пересмотреть порядок ремонта фасадов многоквартирных домов дореволюционной постройки. Не всех, конечно, а со скульптурой и лепниной. По закону сегодня это делает Фонд капитального ремонта. Ну а там, извините, рабочие порой просто не знают таких слов, как "атланты" или "кариатиды". С учетом сейчас готовим отдельную подпрограмму в госпрограмме по культуре. Будем передавать ремонт таких фасадов Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. У него есть специализированные организации, имеющие необходимые опыт и квалификацию для реставрации такого рода объектов.

Какие еще вопросы были в "зеленой папке"?

За прошлый год удалось привлечь в основной капитал предприятий региона 582 миллиарда рублей. Фото: Пресс-служба администрации губернатора Санкт-Петербурга

Георгий Полтавченко: Касающиеся приобретения лекарственных препаратов для льготных категорий петербуржцев, включая сложные заболевания, когда необходимо лекарство, не включенное ни в федеральный, ни региональный перечень Территориальной программы государственных гарантий. Как следствие, в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2018 год увеличены ассигнования на закупку жизненно необходимых лекарств для льготников.

Еще были вопросы по реновации, которую некоторые в городе воспринимают, как уплотнительную застройку. Конечно, если на месте хрущевки строится 25-этажный дом, плотность населения возрастает. Но, по большому счету, это неизбежный для всех мировых мегаполисов процесс. А вообще, если подытожить, то честно скажу: когда получаешь такую папку, хочется отхлестать некоторых нерадивых коллег. Начинаешь разбираться - а закон, оказывается, не нарушен. И в реальности - некого наказывать. Даже по тем немногим обращениям, что у нас раньше "засветились", работа шла в плановом режиме. Возможно небыстрая, что раздражает людей. Но ни одного случая равнодушия, игнорирования или "ничегонеделания" не было.

Сейчас вся страна обсуждает реновацию в Москве - кто-то с завистью, кто-то со скепсисом. В Петербурге программа реновации хрущевок действует с 2008 года и, к сожалению, без ощутимых успехов. С чем это связано, и по какому пути, по вашему мнению, должен пойти Петербург?

Георгий Полтавченко: Вы правы, петербургская программа реально буксует, и тому есть много объяснений. Кстати, Москва - молодцы, не стали наступать на наши грабли. Петербург ведь планировал расселять людей не как в Москве - в границах района. У нас это планировалось делать сугубо в границах квартала предполагаемой реновации. Причем - с обязательного согласия всех собственников дома. И получилось, что Петербургу строить-то негде, нет стартовых пятен, если только не спиливать зеленые насаждения общего пользования, которые мы защищаем вместе с людьми.

По итогам изучения "зеленой папки" я попросил проработать вопрос вовлечения в нашу программу реновацию земель "промышленного пояса". Мы как раз начинаем его освоение, а к нему чаще всего и примыкает "пояс хрущевок". Можно попробовать вместе с инвесторами использовать этот резерв. 10 лет назад его у города еще не было.

Плюс в Петербурге требует решения проблема "последнего жильца", когда для расселения необходимо 100-процентное согласие всех жителей. Сейчас у нас в городе идет обсуждение возможных вариантов поправок в городской закон о реновации с участием инвесторов, депутатов Законодательного собрания, экспертов и самих граждан. Надеюсь, что там будут выработаны предложения по справедливому для Петербурга соотношению согласных и несогласных. В Москве это 2/3, у нас может быть 70 на 30, или 80 на 20. Главное, чтобы потом у отдельных недобросовестных людей не было возможности мешать всем остальным делать хорошее дело.

Недавняя публикация "Российской газеты" о готовящемся проекте постановления петербургского правительства, касающегося запрета на размещение нестационарных торговых объектов ближе 100 метров от станций метро, вызвала большой резонанс. Издатели, распространители прессы, да и мы, газетчики, сочли, что такое решение может грозить крахом целой отрасли. Как в итоге намерен поступить Смольный?

Георгий Полтавченко: Петербург - читающий город, и должен таким и остаться. Принципиальное решение уже принято, соответствующее поручение дано на заседании правительства. Так можете и написать. Я поставил задачу сохранить в 100-метровой зоне газетные киоски, цветочные павильоны и театральные кассы. Вот эти три вида торговых объектов мы оставим, а пирожки с шаурмой будем убирать.

Петербург и Москву сравнивают очень часто, и сравнение (с учетом глобальных масштабов последних московских проектов) далеко не всегда в пользу культурной столицы. Достаточно вспомнить создание парка "Зарядье", реконструкцию Парка Горького или революционные изменения в транспортной системе. Ожидается ли у нас какой-нибудь проект подобного масштаба?

Георгий Полтавченко: Не люблю хвастаться, но нам тоже есть что предъявить. Один ЗСД чего стоит. Ну да, в Москве "Зарядье", а у нас - Новая Голландия. И, заметьте, на частные деньги. Тут тоже важна специфика нашего города. Петербуржцы - люди достаточно консервативные, и вряд ли оценят, если мы, желая похвастаться, на территории старинных парков начнем модные эксперименты. Поэтому, когда мы ремонтировали, например, Лопухинский сад или Куракину дачу, то восстановили все в первозданном виде. Сейчас такая же работа идет в Летнем саду Кронштадта, это один из старейших наших парков. Мы там грот восстановим исторический. В прошлом году впервые за 12 лет заложили три новых парка, в том числе и в спальных районах.

Кроме того, давнюю градостроительную традицию - зеленый ландшафт на берегах Невы - поддержит парк вокруг нового Музея Блокады. Фактически он образует единый парковый массив с Таврическим садом. Сам же Музей в полной мере должен отразить одну из главных трагических - и, вместе с тем, героических страниц в истории нашего города. А поскольку все вехи истории Петербурга, от Петропавловки и Сенатской площади до крейсера "Аврора", расположены вдоль Невы, я предложил разместить новый музей на Смольной набережной. Честно скажу - за время моей работы губернатором инвесторы много раз предлагали построить там элитный жилой комплекс, когда "пятно" освободит "Водоканал". Но я исходил из того, что последнее свободное место на берегу Невы должно служить всем петербуржцам и всему Петербургу. Теперь так и будет.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ольга Бухарова