23.10.2017 19:55
    Поделиться

    Вокзалы XXI века: исторический облик, современная функциональность

    Современная российская железнодорожная инфраструктура включает в себя сеть дорог общей протяженностью свыше 85,3 тысячи километров, около полутора тысяч вокзалов и 13 тысяч платформ и остановочных пунктов. Почти 350 наиболее крупных и значимых вокзальных комплексов страны, обеспечивающих более 70% общего пассажиропотока железных дорог, находятся в ведении Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД". 86 из них представляют собой уникальные архитектурные творения и признаны объектами культурного наследия. Беспощадное время и реалии дня сегодняшнего вносят свои коррективы, поэтому многие такие сооружения нуждаются в реставрации, а иногда и в масштабной реконструкции. Как удается соблюдать баланс между бережным сохранением исторического облика и повышением функциональности вокзалов, рассказывает начальник Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД" Виталий Вотолевский.

    Чем отличаются вокзалы XXI века от своих предшественников? Как можно охарактеризовать "вокзал будущего"?

    Виталий Вотолевский: Многие вокзалы, созданные лучшими архитекторами и инженерами своего времени в XIX и начале ХХ веков, - это роскошные монументальные строения. Однако функционально это только места прибытия поездов и посадки пассажиров: тогда мало кто думал о транспортной безопасности и адаптации для маломобильных групп населения, о безбарьерной среде и о стоимости эксплуатации, интеграции с другими видами транспорта и т.д.

    Вокзал будущего - это транспортно-пересадочный хаб, полностью интегрированный в городское пространство

    В последние годы на вокзалах растет объем коммерческих услуг, некоторые из них уже похожи на торговые центры с транспортной функцией, и это очень эффективное использование площадей.

    Убежден, что вокзал будущего - это транспортно-пересадочный хаб, полностью интегрированный в городское пространство, центр городской жизни с широким спектром сервисов и услуг, связанных не только с транспортной функцией. На основе регулярно проводимых опросов и изучения обращений клиентов мы делаем вокзалы безопасными, удобными, комфортными и дружественными для людей, чтобы оправдать ожидания каждого нашего пассажира. Транспортная и сервисно-коммерческая функции должны быть сбалансированы.

    Как организована работа по реконструкции объектов культурного наследия?

    Виталий Вотолевский: Все проводимые работы полностью отвечают требованиям охраны и воссоздания памятников архитектуры. В работе по реконструкции вокзалов ОАО "РЖД" всегда тесно сотрудничает с государственными органами охраны объектов культурного наследия, всячески стараясь сохранить исторические элементы. Считаю сохранение памятников, их реставрацию и создание на их основе современных пространств одной из ключевых задач.

    Сколько вокзалов за последние пять лет было отреставрировано и реконструировано?

    Виталий Вотолевский: Отреставрировано 16 вокзалов, реконструировано 39 вокзалов и 29 платформ. Были обновлены вокзальные комплексы в Москве, Владивостоке, Красноярске, Новосибирске, Омске и других городах.

    Одним из наиболее масштабных проектов, реализованных за последние годы, стала реставрация столичных вокзалов. Ленинградский, Ярославский, Казанский и Павелецкий были восстановлены по историческим чертежам и проектам. С 2011 года по архивным материалам и чертежам на Киевском вокзале были отреставрированы исторические росписи и мозаики Бориса Ланге, восстановлены часовая башня, ризалитный купол, зал официальных лиц и делегаций. Площадь реставрационных работ составила около 33 тысяч квадратных метров, которые были воссозданы с ювелирной точностью.

    Какие проекты реконструкции Дирекция реализует в настоящее время? В чем уникальность проводимых работ?

    Виталий Вотолевский: Сегодня перед нами стоит не менее амбициозная задача - реставрация вокзальных комплексов Санкт-Петербурга. Хочу заметить, что среди них есть первый вокзал в нашей стране - Витебский, который является ровесником железных дорог России. Первое здание вокзала было открыто 180 лет назад.

    Реставрационные работы на Витебском вокзале прошли согласование с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга и ведутся на основе архивных источников: реставраторы воссоздают первоначальный облик, каким его задумал архитектор Станислав Бржозовский еще в 1904 году.

    Облик Московского вокзала также возвращается к историческому проекту Константина Тона.

    В Волгограде и Нижнем Новгороде мы проводим реставрацию отдельных элементов - объектов культурного наследия. Часовая башня и шпиль вокзала Волгоград-1 были реставрированы в 2014 году. А сегодня воссоздаем комплекс скульптур "Апофеоз труда" на фасаде здания. Скульптурная композиция имела многочисленные дефекты и требовала незамедлительного ремонта, который проведен под надзором комитета по культурному наследию Волгоградской области.

    На вокзале Нижнего Новгорода обновлены напольное покрытие, интерьеры и все витражи на 42 окнах. Историческая декоративная мозаика на стенах прошла глубокую очистку. Это беспрецедентный проект: не закрывая вокзал полностью, а проводя работы поочередно в каждой зоне, мы практически разобрали здание, чтобы на его месте появился один из самых современных вокзальных комплексов.

    Как РЖД решает проблему с финансированием таких масштабных проектов?

    Виталий Вотолевский: В основном работы по реконструкции и реставрации проводятся полностью за счет средств инвестиционной программы ОАО "РЖД". За последние пять лет компания выделила на реставрацию, реконструкцию и капитальный ремонт вокзальных комплексов около 33,5 миллиарда рублей. До конца года будет уточнен объем средств, которые компания направит на эти цели в рамках среднесрочной программы.

    Какие особенности имеют реконструкция и ремонт вокзалов на средних и малых станциях?

    Виталий Вотолевский: Подход к реконструкции как малых, так и больших вокзалов один: вокзал должен быть безопасным, удобным для пассажиров и эффективным. Размер и набор сервисов определяется пассажиропотоком и экономической целесообразностью.

    Если историческое здание технически можно сохранить, то мы всегда это делаем. Типовых проектов вокзалов у нас нет - есть типовые технические решения и элементы, по которым строятся, например, высокие платформы с увеличенным сроком службы. Также внедряем современные системы информирования пассажиров и навигации, технологии и оборудование в области энергосбережения. Начали проектировать типовые павильоны для досмотра. При адаптации вокзалов для маломобильных групп населения также применяем типовые решения.

    Особо подчеркну - в фирменный серый цвет никто выкрашивать все подряд не собирается. Наоборот, вместе с архитектурной общественностью регионов при проектировании фасадов мы учитываем местные особенности, цветовые решения, колорит. В качестве последних примеров могу привести проекты вокзалов в Улан-Удэ, Грозном, Сургуте.

    Поделиться