Van Cleef&Arpels - один из наиболее романтичных брендов во всей истории ювелирного искусства. Эта история началась давно. В 1896 году во Франции образовалась одна гармоничная семейная пара: Альфред Ван Клиф и Эстель Арпельс. Спустя 10 лет они открыли свой первый ювелирный магазин на Вандомской площади в Париже. Дела пошли успешно, и вскоре образовалась целая компания, которая закупала наиболее интересные и дорогостоящие камни по всему миру. А затем создавала из них изделия, которые мы бы сегодня назвали high jewellery, - Van Cleef&Arpels.
Дизайнеры марки постоянно экспериментировали с различными материалами и конструкциями. Так, в 1930 году компания выпустила специальный футляр для косметики - минодьер, а в 1934 году - браслет с декором в виде пчелиных сот, который получил большое распространение среди поклонников бренда.
Van Cleef&Arpels был очень технологичной компанией, и в 1930-е годы появилось еще одно гениальное изобретение, получившее название "невидимая закрепка" (Mystery Set). Ее идея заключалась в том, что на боковых поверхностях камня с прямоугольной или квадратной огранкой прорезали специальные пазы, за счет которых и проводилось крепление - камни закреплялись один за другим, как бы "въезжая" в украшение на рельсах. Такая конструкция позволяла оставить камни безукоризненно прозрачными, поскольку их крепление было абсолютно незаметно с лицевой стороны. Наиболее часто невидимая оправа применялась для украшений с рубинами и сапфирами.
1926 год стал точкой отсчета работы дизайнерского дуэта - дочери основателей Рене Пюиссан и Рене Сим Лаказа. Благодаря им была создана совершенно новая концепция ювелирных украшений, позволяющая использовать базовую цепочку с брошью-цветком в качестве колье, пояса, броши или браслета. Украшения-трансформеры, начавшиеся с этих изделий, и сейчас считаются своеобразным "коньком" дома.
В 1936 году Van Cleef&Arpels выпустил свои первые часы Cadenas. Их циферблат был скрыт благодаря уникальной конструкции браслета, которая продолжает пользоваться популярностью и в наши дни.
В 1940-е годы впервые появилась брошь с фигуркой феи, ставшая своеобразным символом дома. А в 1951 году специально для Уоллис Симпсон, которая была одной из самых активных - и богатых - клиенток Van Cleef&Arpels, было разработано колье Zip, которое стало знаковым для бренда. Это украшение, имитирующее полураскрытую металлическую "молнию", сама Уоллис Симпсон носила замочком назад.
Давняя традиция Van Cleef & Arpels - создавать украшения-символы, превращать их в талисманы, хранители воспоминаний и личные сокровища.
Создавая ювелирные украшения, дизайнеры Van Cleef&Arpels часто как будто черпают вдохновение у самой природы. В подтверждение этому выступают коллекции "Райские птицы", "Бабочки и Стрекозы", "Сады", "Сон в летнюю ночь", "Цветочное кружево" и другие. Но самой знаменитой стала, пожалуй, коллекция Alhambra, впервые представленная еще в 1968 году, но пополняемая ежегодно. Ее главный мотив - звенья колье, браслетов или серег в виде четырехлистника.
Реалистичные и объемные творения Van Cleef&Arpels превосходно передают непрерывное движение и вечное обновление живой природы. Каждая грань лепестков отражает свет и придает украшению ослепительное сияние. Цветы, бабочки, птицы и перья - любимые сюжеты апологета вечной женственности Van Cleef&Arpels.
В своем производстве Van Cleef&Arpels использует материалы и камни исключительно высокого качества. Большинство ювелирных украшений бренда изготовлены из белого, желтого, розового золота и платины, а также драгоценных и полудрагоценных камней, среди которых в первую очередь бриллианты, а также изумруды, рубины, сапфиры и гранаты различных цветов и огранок. С 1906 года дом Van Cleef&Arpels создает украшения, воздающие должное природной красоте бриллиантов, не подвластных влиянию времени.
Всемирно признанным Геммологическим институтом Америки (GIA) разработан стандарт сертификации бриллиантов "4С". Он устанавливает четыре основных критерия, на основе которых определяются качество и ценность бриллианта: цвет, чистота, огранка и каратность (англ. "colour", "clarity", "cut" и "carat").
Эти критерии важны, но не позволяют в полной мере гарантировать редкость и исключительность камня. Дом Van Cleef&Arpels значительно усложнил процедуру отбора, введя дополнительный пятый критерий - наличие у камня неповторимого характера (англ. "сharacter"). Каждый бриллиант изучается через увеличительное стекло, оцениваются его сияние, игра света и уникальный блеск. Достойный камень должен пробудить в душе геммолога трепет, заворожить его своей красотой и вызвать особые чувства. Поэтому только камни с магическим очарованием, а не просто безупречные, украшают кольца Van Cleef&Arpels.
Этот критерий определяется количеством, размером, характером и расположением в камне включений, которые расцениваются как внутренние и внешние дефекты. Бриллиант считается чистым, если при рассмотрении через лупу с 10-кратной степенью увеличения в нем не было обнаружено никаких дефектов. В реальности практически все бриллианты содержат включения, что отражается на их красоте и стоимости. Безупречно чистые бриллианты в природе встречаются крайне редко. Чистота бриллианта варьируется от FL (безупречный) до I3 (включения, заметные невооруженным глазом).
Эксперты-геммологи Van Cleef&Arpels отбирают только самые чистые бриллианты, принадлежащие к категориям от FL и IF (англ "flawless", "internally flawless") до VVS2 (англ. "very very slightly included"). Все остальные камни отбраковываются.
Один из главных критериев ценности бриллианта - его цвет. Он классифицируется по шкале от D (абсолютно бесцветные бриллианты) до Z (бесцветные бриллианты "с оттенком"). Чем прозрачнее бриллиант, тем более редким он считается. Таким образом, буквы DEF характеризуют цвет первой, самой высокой, группы бриллиантов.
Но дом Van Cleef&Arpels отбирает бриллианты только категорий D (идеально бесцветный) и E (исключительно бесцветный). Бриллианты такого уровня являются настоящей редкостью.
Для определения веса бриллианта используется стандартная международная единица измерения - карат. Один карат соответствует 0,2 грамма. Это вес горошины в стручке рожкового дерева, который по прихоти природы всегда неизменен, - мера была выбрана в древние времена. Стоимость бриллианта напрямую связана с его весом и с его редкостью: чем больше весит алмаз, тем более редким он считается. Для создания коллекции колец для помолвки специалисты Van Cleef&Arpels отбирают бриллианты весом от 0,3 карата.
Под огранкой подразумеваются форма и пропорции бриллианта. Ценность камня зависит от безупречного расположения граней. Идеально ограненный бриллиант можно сравнить с зеркалом: отражаемые от грани к грани лучи света проходят через корону. Филигранное исполнение каждой грани позволяет в полной мере раскрыть сияние камня.
Среди всего многообразия форм наиболее известные огранки - классическая (круглая), овальная, "маркиза" (напоминающая лодочку), "груша", "сердце", изумрудная (прямоугольная) и "принцесса" (квадратная). При огранке основная задача заключается в максимальном повышении сияния и блеска камня и придании ему особой выразительности. Отбор экспертов дома Van Cleef&Arpels проходят бриллианты, огранка которых относится к категориям "отличная" и "очень хорошая".
Творческая часть работы ювелира заключается также в подгонке оправы, в которую должен гармонично вписаться драгоценный камень. Идеально исполненные невидимые элементы гарантируют великолепие модели.
Сочетание различных способов закрепки и видов оправ демонстрирует знания и опыт дома, унаследованные от французской традиции высокого ювелирного искусства. Крапановая оправа (когда бриллиант поддерживают практически незаметные крапаны) позволяет лучше видеть камень. Крапановая закрепка в центре изделия может сочетаться с гнездовой и зернистой оправами. Благодаря различным техникам закрепки и ажурному узору "пчелиные соты" на обратной стороне украшений бриллианты пропускают больше света, и их блеск становится еще более ярким.
B изготовлении ажурных творений с бриллиантами мастера Van Cleef&Arpels используют особую технику: камни полируют несколько раз до и после закрепления в оправе. Эта ювелирная техника, иллюстрирующая внимательное отношение дома к мельчайшим деталям, позволяет свету свободно проходить сквозь камень, что многократно усиливает его сияние.