Об этом во вторник шла речь на первой панельной сессии "Сохраняя направление, ускоряя темп" инвестиционного форума "Россия зовет!", организованного ВТБ Капиталом. Ключевыми спикерами на ней стали министр финансов Антон Силуанов, министр энергетики Александр Новак и министр экономического развития Максим Орешкин.
Их заявления отличались довольно высокой долей оптимизма - судя по всему, правительство считает итоги незавершившегося года экономически весьма успешными. Так, Силуанов напрямую признал, что никто не ожидал такого низкого уровня инфляции, как сейчас. "С другой стороны, снижение инфляции создает риски для финансовых институтов, в том числе для банков", - добавил глава минфина. Поэтому банкам в условиях низкой инфляции неизбежно приходится уделять больше внимания рискам и качеству менеджмента.
Низкая инфляция стала продуктом взаимодействия бюджетной политики минфина и денежно-кредитной политики Банка России. "Мы снижаем дефицит бюджета, проводим достаточно жесткую бюджетную политику, меньше тратим средств из резервов. Это дает ЦБ возможность проводить более мягкую денежно-кредитную политику. Надеемся, что такой процесс продлится и дальше", - рассчитывает Силуанов. Реакция представителей ЦБ на это заявление неизвестна - у регулятора "неделя тишины" перед заседанием совета директоров. Банк России сможет чем-то ответить на ожидания минфина в пятницу, когда объявит очередное решение по ключевой ставке.
Силуанов напомнил, что с 2018 года полноценно заработает бюджетное правило. Изъятие из экономики части нефтедолларов (выше планки 40 долларов за баррель), по его словам, положительно повлияет на прогнозируемость курса рубля. Уровень изъятия вырастет с 40 процентов нефтегазовых доходов до 60-70 процентов, прогнозирует он. "С другой стороны, бюджетное правило позволяет копить резервы. Доходы бюджета формируются на 40 процентов от цен на нефть, поэтому надо иметь запас прочности", - сказал Силуанов.
Ситуация с динамикой нефтяных цен, похоже, устраивает всех. Сейчас продолжает действовать соглашение в формате ОПЕК+, ограничивающее добычу сырья в мире. По оценке Александра Новака, за девять месяцев 2017 года общее исполнение соглашения составило 102 процента. "Страны ОПЕК без Ливии и Нигерии исполнили его на 100 процентов, страны не-ОПЕК - на 106 процентов", - рассказал министр. По его оценке, соглашение позволило сбалансировать мировой рынок нефти: в начале года излишек сырья в мире оценивался в 340 миллионов баррелей, теперь - только в 160 миллионов. Волатильность цен на нефть также снизилась, признал Новак. В последнее время ее стоимость колеблется около 50 долларов за баррель, средняя цена за девять месяцев на треть превысила показатели того же периода 2016-го, уточнил он. Ключевыми факторами такой динамики Новак назвал оздоровление экономики и повышение спроса на нефть.
В итоге рост российской экономики за 2017 год может превысить два процента, считает Максим Орешкин. "В начале этого года, когда я сказал, что рост будет как минимум два процента, все смеялись, никто не верил, говорили, оптимизм избыточный. По факту имеем во втором квартале уже 2,5 процента, в третьем квартале - 2,2 процента", - поделился глава минэкономразвития. Более того, по мнению Орешкина, Россия способна к 2022 году войти в десятку крупнейших экономик мира, а десять российских городов за десять лет попадут в топ-100 лучших городов мира.