Николай Кохановский - заметный персонаж в среде украинских правых, известный, помимо прочего, буйным характером, - попал на скамью подсудимых за то, что в минувшую субботу по причине давней личной неприязни расстрелял из травматического пистолета "побратима" из конкурирующей группировки по прозвищу Рем.
Святошинский суд должен был в течение трех дней избрать Кохановскому меру пресечения либо освободить из-под стражи. Этой процессуальной нормой решили воспользоваться боевики ОУН, требовавшие освобождения своего командира во что бы то ни стало. И после того как суд объявил о переносе заседания на утро вторника, радикалы стали громить зал заседания. Они сломали столы и стулья в двух залах суда, построив из них баррикаду, разбили пуленепробиваемое ограждение скамьи подсудимых и, вызволив Кохановского, начали разбирать стены на кирпичи. В захваченное здание экстремисты принесли дрова и шины. Логика их действий была простой: дождаться времени - вечера вторника, когда суд обязан будет по закону освободить главаря ОУН. Эти планы расстроил спецназ, который, применив слезоточивый газ, разблокировал здание суда и задержал три десятка маргиналов. А Кохановский после возобновления судебного заседания в резервном, не тронутом его сторонниками помещении, по заведенной у украинских политиков манере упал на скамью с признаками сердечного приступа.
Разгон боевиков ОУН - первый прецедент, когда украинская власть решилась применить к радикалам силу. Ранее те успешно захватывали одесские суды, где слушались дела их "побратимов".
Ответ на вопрос, почему на этот раз украинским националистам не удалось реализовать задуманное, лежит на поверхности. Напомним, что в Киеве со дня на день ждут спецпредставителя госдепа Курта Волкера, и демонстрировать ему разгул в стране бандитизма и потерю контроля над ситуацией со стороны государственных структур президенту Петру Порошенко было не с руки.
Немаловажна здесь и персона самого Кохановского. Дело в том, что за три года большинство украинских неонацистов стали частью государственной машины, найдя высоких спонсоров и покровителей, как, к примеру, полк "Азов". Главарю ОУН - в силу неуравновешенного характера или излишней приверженности идеям "украинской национальной революции", этого сделать не удалось. Поэтому его боевики фактически оказались беззащитными - если на выходки "своих" прикормленных неонацистов власти закрывали глаза или даже поощряли идейно близких погромщиков, с "чужими" официальный Киев решил не церемониться.
И, наконец, Кохановский поддержал протестное движение, организованное экс-губернатором Одесской области Михаилом Саакашвили. Похоже, этот факт и предопределил жесткое изгнание боевиков ОУН из Святошинского суда. Впрочем, вряд ли этот казус превратится в тенденцию: слишком выгодными и по-своему незаменимыми для нынешнего руководства Украины остаются приверженцы Степана Бандеры.