24.10.2017 19:20
    Поделиться

    Как будут ездить москвичи на метро и электричках в ближайшие годы

    На Филевской линии метро, построенной в конце 50-х прошлого века, идет реконструкция. Во всей подземке ремонтируют вестибюли и переходы. На пригородных направлениях московской железной дороги строятся дополнительные пути и новые станции для интеграции с МЦК. Большинство этих проектов должны быть завершены уже в будущем году. Как меняется транспортная система столицы в связи с этими преобразованиями "РГ" выяснила у Гамида Булатова, первого замруководителя департамента транспорта Москвы.

    Гамид Баширович, обновленные станции "Студенческая" и "Фили" голубой ветки, открывшиеся в начале октября, радуют пассажиров. Платформы с подогревом, витражи вместо серого бетона и потрескавшегося асфальта…. Наверное, и остальные будут не хуже. Но неужели по этой красоте будут ходить все те же видавшие виды "Русичи"?

    Гамид Булатов: "Русичи" не такие уж и старые. Просто они постоянно под открытым небом, под снегом и дождем, а потому изнашиваются быстрее. Но оставить их после реконструкции действительно было бы странно. Полностью мы закончим ремонт примерно в июне-июле 2018-го. И главное, что хотим сделать там помимо модернизации инфраструктуры - полностью обновить подвижной состав. Планируем запустить поезда нового поколения, такого же уровня как "Москва", но не 8-вагонные, как на Таганско-Краснопресненской линии, а 6-вагонные, чтобы составы помещались на платформах. На Филевской линии они короче, чем на остальных.

    Эти поезда будут с дополнительной климат-защитой? Чтобы не получилось, как с "Русичами"?

    Гамид Булатов: Да, их технологически доработают, летом будет прохладно, зимой тепло. Сейчас специально техзадание делаем, чтобы производители успели к окончанию ремонта на линии. И интервалы движения на голубой ветке сократим с 4 до 3 минут.

    Зачем? Там же немного людей, по сравнению с другими ветками.

    Булатов: Это поручение мэра Москвы. Пассажиры приходят на качественный сервис и комфорт. Будет качественная инфраструктура и новые поезда, и людей станет больше. Тем более, что там в прилегающих районах идет стройка, есть несколько интеграций с железной дорогой, МЦК… Думаю, когда все реализуем, поток вырастет на 30%. Кстати, отремонтируем и все путепроводы, прилегающие к линии, хотя они к метро вроде и не относятся. Несколько станций находятся под мостами, которые в высшей степени износа, как например, Кунцевский, Пионерский и Багратионовский. Они вполне рабочие, их покрасят, укрепят, чтобы все были в едином стиле.

    После реконструкции на Филевской линии пойдут и новые поезда, такого же уровня, как "Москва"

    А когда можно будет пополнять дистанционно карту "Тройка", а не бегать прикладывать их после перевода денег к желтым терминалам в метро?

    Гамид Булатов: Для телефонов на Android с NFC мы это уже сделали, с Apple ведем переговоры, там есть технические сложности. Но вообще ориентируемся на пассажира - у нас есть и Apple Pay, и бесконтактная оплата, и многое другое.

    Летом перестали продавать бумажные "Единые", билеты "90 минут", "60 поездок" - их теперь можно только записывать на "Тройки". Сколько вы экономите на бланках?

    Гамид Булатов: Порядка 1 млрд рублей в год, примерно вдвое меньше стали закупать. Около 150 млн билетов, 400 тысяч в день. Отмечу - мы не отменяем билеты, а стараемся переходить на другие способы оплаты. Но какая-то часть в "бумаге" останется - на разовые поездки, суточные билеты, недельные.

    Кстати, про пластиковый билет, жалуются читатели. Сломалась "Тройка", на ней остались деньги, а в кассах ее обратно не принимают. Что в таком случае можно сделать?

    Гамид Булатов: Нужно обратиться в сервисный центр "Московского транспорта" и, если карта сломалась из-за производственного брака, то ее заменят и перекинут деньги на новую карту.

    МЦК - дорога, конечно, классная. Месяц назад исполнился год с момента ее пуска, пассажиров с каждым днем становится все больше. Что, по-вашему, в целом МЦК дало городу?

    Гамид Булатов: Основной эффект, который дало МЦК - разгрузка критических перегонов между последними станциями перед Кольцевой линией, например, между "Рижской" и "Проспектом мира", "Тульской" и "Серпуховской". Разгрузились центральные пересадочные станции и вокзалы - в среднем на 15%. Это достаточно много, люди получили новые поперечные связи в метро. Когда замкнется Третий пересадочный контур, ориентировочно в 2020-2022 годах, эффект будет еще сильнее.

    Но и сейчас МЦК очень востребовано. В будни перевозим каждый день более 400 тысяч пассажиров, а начинали со 100-120 тысяч. Оптимистичный прогноз был - 75 миллионов за первый год, а перевезли 100 миллионов. Очевидно, что проект состоялся. Многое сделано с точки зрения благоустройства, пешеходных маршрутов, связанности с наземным транспортом, информирования… Удачным решением был месяц бесплатного проезда, - люди пришли опробовать новый маршрут для себя, оценили пересадки по принципу "сухие ноги".

    До какого уровня, по вашему прогнозу, может еще вырасти пассажиропоток на МЦК?

    Гамид Булатов: Я вижу так. Пассажиропоток первого этапа запуска мы почти выбрали, максимум может увеличиться до 450-500 тысяч человек в сутки. Следующий мощный рывок может быть в 2018-2019 годы, когда с МЦК будут интегрированы в теплом контуре сразу семь пригородных радиальных направления железной дороги - Савеловское, Рижское, Курское, Ярославское, Горьковское, Павелецкое, Октябрьское. Это дополнительно даст минимум 100-150 тысяч пассажиров в сутки. Дальше запланирована интеграция со строящимися линиями метро, - Окружной (Люблинско-Дмитровской линии), Хорошевской, Шелепихой, Нижегородской (все относятся к Третьему пересадочному контуру). То есть еще плюс тысяч сто. Затем добавятся пассажиры из новых офисов, жилых домов, которые построят возле транспортно-пересадочных узлов в районе МЦК. К 2025 году, думаю, можем дорасти до 800 тысяч - миллиона человек в сутки. Это столько же, сколько сейчас ездит по Кольцевой линии метро.

    Как поедет такое количество пассажиров? Ведь и сейчас "Ласточки" уже часто идут переполненными.

    Гамид Булатов: Способы известны - сокращение интервалов и удлинение поездов. Удлинить намного вряд ли получится, максимум до 7 вагонов. Чтобы удлинить еще больше, придется перестраивать платформы. Кроме того, на некоторых станциях достаточно узкие выходы, и пассажиров из большого поезда они могут не принять. Что можно реально сделать? В этом году мы уже перешли с интервалов в 12 и 6 минут на 10 и 5 во внепиковое и пиковое время соответственно. Плюс к этому увеличили вечерний час пик на 2 часа. Кроме того, РЖД перекомпоновали салоны вагонов, вместо рядов сидений 2+3 сделали 2+2, убрали чемоданные стойки. Все это вместе увеличило вместимость пассажиров на 35-40%. В будущем году должны перейти на интервалы 8 и 4 минуты соответственно, а дальше надеемся вместе с РЖД двигаться к трем минутам в часы пик. В этом случае увеличим пропускную способность еще на 50-60% от текущей.

    Будем надеяться, что места хватит всем. Ведь и на пригородных электричках пассажиров может стать больше - идет программа строительства дополнительных главных путей, а значит запуска дополнительных поездов…

    Гамид Булатов: Да, в сентябре 2018 года у нас по плану значится запуск дополнительных путей на Ярославском, Горьковском и Курском направлениях, а в течение года - на Белорусском - до Одинцова. Основной эффект, который от этого ожидаем - тоже сокращение интервалов в движении поездов. Везде в часы пик будет тактовое движение: где шли раз в 8 минут, пойдут через 6, где было 6 - станет 4 минуты. Причем добавлять будем равномерно и комфортные экспрессы, и обычные "зеленые" электрички.

    Дневные трехчасовые "окна" хотя бы на этих направлениях уберут?

    Гамид Булатов: Мы ведем переговоры на этот счет с РЖД. Будем потихоньку сокращать. Работаем и с поездами дальнего следования, чтобы они не приходили на вокзалы в часы пик - это лучше для всех пассажиров. На Киевском направлении уже сдвинули расписание нескольких поездов, за счет этого добавили на 20% больше электричек.

    После ввода этих направлений, где-то еще построят главные пути?

    Гамид Булатов: После длительной проработки совместно с ОАО "РЖД" мэром принято решение о строительстве дополнительных главных путей на Киевском направлении. Это важно для города с учетом Новой Москвы и расширения территории. Сейчас идет проектирование, строительство начнется в 2018 году. Здесь также предусмотрена интеграция со станцией метро Минская и с ТПК на станции Аминьевское шоссе. Но поймите, что дополнительные главные пути - не самоцель. Наша задача - добиться одинаково высокого уровня сервиса на всех направлениях. Так, например, для района Солнцево Западного административного округа для этого построили современный и удобный транспортно-пересадочный узел "Солнечная", запустили новые электропоезда "Иволга", а также сократили интервалы движения пригородных поездов до 6 минут в час пик.

    А когда везде будут ходить только новые поезда? На Рижском уже процентов 70 поменяли...

    Гамид Булатов: В Москве и области ходит порядка 500 поездов. У ЦППК новых составов - более 80, то есть пятая часть. Распределяем их по направлениям так, чтобы было ощутимо, то есть на одно отправляем сразу много. Так будет на Киевском направлении и на трех направлениях, где появятся дополнительные пути. До 2020 года обновится порядка 30% парка. Думаю, что к этому времени совсем старых 30-40 летних "рижских" электричек не останется, будут не старше 10-15-летнего возраста.

    Можно ли это делать быстрее? Да. Сейчас идет диалог между правительством Москвы и ЦППК - прорабатываем инструменты, которые могут быть использованы для увеличения объемов закупки. Мощностей у Демиховского завода, которые поставляет поезда ЦППК, хватит.

    Вы хотите помочь и жителям области, которые едут в Москву работать?

    Гамид Булатов: Мы не делим пассажиров на московских и областных.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться