Считается, что самые крупные собрания работ Хаима Сутина - во французском Музее Оранжери, куда картины мастера поступили от его парижского галериста Поля Гийома, и в Фонде Альберта К.Барнса, американского коллекционера. Согласно легенде, в 1922 году Барнс, приехав в Париж пополнять свою коллекцию , то ли в бистро на Монпарнасе увидел небольшую работу Сутина и тут же купил ее, то ли заметил его полотно в квартирке арт-дилера Лео Зборовски, когда выбирал для себя картины Модильяни и Кислинга. Как бы то ни было, после того, как Барнс увидел портрет "Маленького кондитера", он скупил едва ли не все работы Хаима Сутина, которые смог найти. Чтобы оценить, что такое для художника были три тысячи франков, полученные за "Кондитера", стоит вспомнить историю, как в ранние парижские годы Сутин забрал у приятеля-скульптора Льва Инденбаума уже проданную тому работу, поскольку он продал ее второй раз кому-то за три франка. Чертыхаясь, Инденбаум не смог отказать приятелю - ведь он слишком хорошо знал, в каком бедственном положении находился Сутин.
Надо сказать, что критики, "проглядевшие" художника, который с 1913 года жил в фаланстере "Улей" (где было холодно, дешево и весело), охотно пользовались возможностью напрямую соотнести живописную манеру Сутина с его колоритной биографией человека, которого в детстве лупили за то, что рисовал портреты. Отец считал, видимо, что это поможет сделать из сына нормального портного, а местный мясник, обидевшись на свой портрет, решил проучить мальчишку. Причем избил так сильно, что мать подала жалобу в суд. На 25 рублей, присужденные в качестве штрафа, Хаима и отправили учиться в рисовальную школу в Вильно. Словом, недостатка в приключениях, анекдотах и бедах в жизнеописаниях Хаима Сутина нет. Неудивительно, что некоторые критики следовали по пути зрителей, которые, увидев экспрессивную изломанную живопись Сутина, деликатно задавали ему вопрос: "В вашей жизни было, наверное, какое-то несчастье?".
В основу нынешней ретроспективы положено блистательное собрание Сутина из Музея Оранжери, дополненное отличными работами из нескольких французских музеев и российских частных коллекций (только из Музея искусства авангарда 8 картин). Кураторы - Сурия Садекова из ГМИИ им. А.С.Пушкина и Клэр Бернарди из Музея Оранжери - выстраивали экспозицию, отталкиваясь отнюдь не от образа одинокого, несчастного маргинала, одного из "проклятых художников", вроде Ван Гога; для них Сутин - мастер, страстно любивший и знавший классическое французское искусство, обожавший Рембрандта, Шардена, Коро, Фуке… Главный сюжет здесь - диалог художника с предшественниками и последователями. Первая часть диалога намечена натюрмортом "Мертвый кролик и пороховница" Шардена, привезенным из Лувра, "Голова старика" Фрагонара из музея Пикардии… Вторую - полотнами Фрэнсиса Бэкона, Марка Ротко (из Фонда Бейелер), Франка Ауэрбаха (из Галереи Тейт). Дело в том, что американские экспрессионисты видели в Сутине своего предшественника (благодаря Фонду Барнса, где они видели его работы). Например, Виллем де Кунниг, который был без ума от Сутина, писал об "изобильности живописи" художника.
Таким образом, первая московская выставка художника - плод международного музейного сотрудничества, открывающего Сутина как одного из ключевых героев искусства ХХ века; именно он - тот художник, которому удалось связать классическую традицию фигуративного искусства, прежде всего французского, с абстракцией.
И, кстати, в ответ на вопрос о несчастной жизни, Сутин ответил: "Как вам это могло прийти в голову? Я всю жизнь был счастливым человеком". Еще бы - он имел возможность заниматься живописью, и она была для него не замена счастию, а подлинным счастьем.
Клэр Бернарди, куратор-хранитель Музея Орсе:
Поскольку это первая ретроспектива Сутина в России, в первую очередь нам было важно показать его творчество во всем его многообразии. Это была основная задача. В то же время для нас было важно вписать его в исторический и мировой художественный контекст. Показать, что это не художник-одиночка, не "проклятый художник", как его часто называли, а человек, который хорошо знал историю и повлиял на художников последующего времени.
Лувр был его настоящим университетом. Работы Шардена оказали на него сильнейшее влияние. Конечно, он видел работы и других художников, в том числе XVII века. Например, Жана Фуке, мастера, очень важного для французского искусства. Но влияние Шардена, в частности, на натюрморты Сутина, было чрезвычайно значимым. Поэтому нам казалось необходимым получить работы Шардена. В итоге мы смогли получить полотно Шардена "Мертвый кролик и пороховница" из Лувра.
Разумеется, для каждой выставки можно назвать вещи, которые не удалось получить. Часто музеи не дают вещи из-за того, что не позволяет состояние их сохранности. Фонд Альберта К. Барнса обладает самой большой в мире коллекцией Сутина, но по завещанию Барнса ни одно из произведений не должно покидать Америку. Но должна сказать, что в Москве представлено очень большое количество работ Сутина. Их здесь столько же или немного больше, чем было на выставке Хаима Сутина в Музее Оранжери несколько лет назад.
Сесиль Дебре, директор Музея Оранжери:
Музей Оранжери обладает обширной коллекцией Хаима Сутина, одной из крупнейших в мире. Мы счастливы представить ретроспективу Сутина в ГМИИ им. А.С.Пушкина, в России. Тем более, что он связан с Россией исторически.
Мы привезли работы, которые дают представление как о его раннем творчестве 1916-1917 годов, так и о живописи конца 1920-х. Экспозиция делится на три части по жанровому принципу: портреты, натюрморты, пейзажи. Примерно так же мы представляли его творчество в Музее Оранжери, когда у нас была его ретроспектива несколько лет назад. Этот подход позволяет расслышать своего рода эхо, перекличку его с мастерами разных веков: от Шардена до Бэкона.
Я бы сказала, что Фрэнсиса Бэкона объединяет с Сутиным экспрессивный способ передачи движения тела, мимики лица. Но Бэкон более концептуален, Сутин скорее эмоционален. Вероятно, Фрэнсис Бэкон видел живопись Сутина, когда он был в Париже. Париж был перед войной столицей живописи, космополитичным городом, в котором кипела интеллектуальная и художественная жизнь, был обмен идеями и сообщества, в которых эти идеи свободно обсуждались. Думаю, это было очень важно для Сутина, Шагала, Модильяни… Фрэнсис Бэкон приехал в Париж по этим же причинам, и был пленен его интеллектуальной жизнью…
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина:
Без сотрудничества с Музеем Оранжери эта выставка была бы невозможно. Двадцать вещей Сутина из чудесного собрания Поля Гийома приехали в Москву из этого музея.
На мой взгляд, творчество Хаима Сутина эмоционально очень близко нашему зрителю, потому что мы имеем дело с уникальным художником, для которого внутреннее состояние важнее внешнего мира. Его живопись - отчасти его собственная интерпретация мира, очень мощная, своеобразная, безжалостная в своей искренности. Перед нами в его картинах - невероятно драматичный рассказ об одиночестве, о драме человеческого существования.
Этот художник существует как природное явление, со всеми энергиями, которые ощущает. Тем не менее его жизнь человека, довольно одинокого, страдающего от болезней, не способного до конца адаптироваться в этом мире, сложилась так, что у него была большая слава при жизни. Что для такого человека, как Сутин, почти невероятно. Он не зря любил Ван Гога. Судьба Ван Гога вполне могла стать его судьбой. Но звезды сошлись счастливо. Были друзья, "Улей", галеристы Леопольд Зборовски, а позже - Поль Гийом, который поддержали, была встреча с коллекционером Альбертом Барнсом.
Конечно, для понимания живописи Хаима Сутина очень важен Рембрандт, Коро, Шарден… Я счастлива, что мы могли показать работы из французских музеев, которые позволяют увидеть мощную живописную школу этого художника, прошедшего "университет Лувра".
С другой стороны, его влияние на мировое искусство, прежде всего американское, беспрецедентно. Более 20 выставок было только при жизни. Я благодарна всем музеям и всем коллекционерами, которые предоставили свои работы. Приятно, что партнеры высоко оценили выставку, к которой издан замечательный каталог.