- Областной закон устанавливает дополнительные случаи общественного обсуждения к тем, которые утверждены постановлением правительства РФ № 835 от 2016 года, - пояснила Людмила Мирзоева. - Это позволит повысить прозрачность и обоснованность закупок.
Основным критерием стала начальная цена контракта. От нее зависит, будут проводить общественное обсуждение или нет. Ценовой порог установлен для каждой из трех сфер, но их величины вызвали резонные вопросы. Например, обсуждать закупки продуктов питания разрешено лишь в случае, если стоимость контракта превышает 50 миллионов рублей.
- Возможно, для других регионов это нормальная цена, но в нашей области трудно даже представить себе такой лот, - заявил вице-спикер облсовета народных депутатов Михаил Вдовин. - При таком критерии мелкие лоты останутся вне общественного контроля.
Подобные претензии предъявили и другим сферам. Так, минимальная цена контракта на строительство дорог должна составлять 300 миллионов рублей, чтобы закупку вынесли на обсуждение, капремонта зданий - 100 миллионов. При этом, по статистике, в 2016 году лишь одна дорожная закупка превысила 300 миллионов.
Порой на местах чиновники искусственно дробят закупки. Например, такой факт в Мценском районе выявила областная контрольно-счетная палата. Она проверила, как расходуются средства муниципального бюджета. Особое внимание привлекло дорожное строительство. В 2016 году чиновники потратили на это около 45 миллионов рублей. Половину суммы получили единственные поставщики. Им достались контракты стоимостью до 100 тысяч рублей. В этом случае закон разрешает не проводить конкурентные закупки. Однако аудиторы КСП установили, что закупки по дорожным контрактам более чем на 17 миллионов рублей были раздроблены искусственно. Одни и те же фирмы получили тендеры по частям. Как раз такие сделки и не подпадают под закон об общественном контроле.
- Своими действиями сотрудники администрации могли ограничить доступ к участию в торгах, что нарушает ФЗ "О защите конкуренции", - пояснил председатель КСП Иван Левин. - Всего было заключено 308 контрактов на содержание автодорог, а нарушения установлены по 218 контрактам стоимостью 25,3 миллиона рублей.
Ранее КСП выборочно проверила сферу госзакупок всего региона за три последних года. За этот период было проведено свыше 10 тысяч закупок. Из них 10 процентов признали несостоявшимися из-за отсутствия заявок на участие. Примерно столько же процедур завершилось заключением контрактов с единственными поставщиками. Причем последним было отдано около 40 процентов всех средств.
Об этом говорили и депутаты. Однако правительство убедило их принять закон в предложенном виде. Чиновники объяснили высокий ценовой порог так: введение всеобщей процедуры общественного обсуждения может если не парализовать, то затруднить проведение торгов. Рутина сдвинет сроки, что приведет к затягиванию исполнения контрактов. Многие работы являются сезонными, а продукты надо поставлять в школы и больницы ежедневно.
- На наш взгляд, это оптимальные ценовые критерии, - поясняет зампред областного правительства Вадим Тарасов. - Сама концепция предполагает, что обсуждению подлежат только крупные и общественно значимые закупки.
В этом есть как плюс - торги не превратятся в площадку для полемики, - так и минус. Нельзя исключить, что количество "раздробленных" закупок начнет расти. Ведь это - удобный способ уйти от контроля. Возьмем, например, сферу питания. По данным КСП, в 2016 году в Орле единственным поставщикам отдали свыше 98 процентов всех проверенных контрактов на закупку продуктов для школ. Они априори не подпадают под действие нового закона. Выходит, питание школьников так и останется без общественного контроля? К слову, обязанность по проведению обсуждений возложена на бюджетные ведомства и учреждения. Участником может стать кто угодно - от претендентов на тендер до рядовых граждан. Организаторы обязаны предоставить им финансово-экономическое обоснование.
Под действие закона не подпали закупки транспорта для чиновников, хотя это наиболее обсуждаемая тема. Очередной скандал вспыхнул в Глазуновском районе. Там объявили тендер на поставку автомобиля класса люкс для одного из муниципальных учреждений. Машину планировали приобрести за 1,5 миллиона рублей. Она должна была быть с круиз-контролем, раздельным климат-контролем с системой антизапотевания и ионизацией и прочими дорогими опциями. Сделку сорвали активисты Общероссийского народного фронта. Они запросили финансовую документацию и выяснили, что в 2017 году доходы районного бюджета по сравнению с 2016 годом сократились на 44 миллиона рублей. Более того, дефицит бюджета превышает 4,6 миллиона. А тут вдруг треть суммы, которой хватило бы для покрытия дефицита, решили потратить на престижную иномарку.
- Однако признать то, что планы были некорректными, и официально отменить аукцион представители власти не смогли, - заметила сопредседатель регионального штаба ОНФ Ирина Сафонова. - Они применили прием фактической отмены закупки с преднамеренной аргументацией нарушения законодательства в сфере госзакупок.
То есть торги все-таки провели. Но их признали несостоявшимися из-за того, что поступила всего одна заявка. Повторные назначать не стали. Тем самым чиновники как бы сохранили лицо. Этот случай показал, что роль общественности в обсуждении планируемых госзакупок может быть очень велика. Простые граждане способны уберечь чиновников от неэффективных и неправомерных бюджетных трат.
У экспертов есть сомнения, что закон заработает по-настоящему и станет действенным инструментом контроля. Документ одновременно дает гражданскому обществу новые права и ограничивает в их использовании. К тому же до сих пор нет четкого механизма наказания тех чиновников, которые нарушат этот закон.