24.10.2017 07:48

В Якутии ученые нашли потомков Чингисхана

Ученые Якутского научного центра комплексных медицинских проблем совместно с Эстонским биоцентром и университетом Тулузы имени Поля Сабатье сделали ряд открытий, касающихся происхождения народов Якутии, сообщает федеральное агентство научных организаций России.

Впервые получены сведения по генетической истории коренного населения Якутии - юкагиров, эвенков, эвенов, якутов и долган. Также впервые получены данные о древней ДНК населения Якутии на основе анализа палеоматериала из раскопанных на территории региона погребений эпохи средневековья и позднего неолита.

Исследования показали, что народы Якутии генетически наиболее близки к народам Южной Сибири - тувинцам, бурятам, алтайцам, хакасам, тофаларам и монголам. Именно оттуда, из Забайкалья и Прибайкалья, происходило заселение самых холодных территорий Северного полушария. А вот между якутянами и жителями соседних Чукотки и Камчатки, как выяснилось, существует генетический разрыв. То есть, народы Якутии и крайнего северо-востока Евразии жили изолированно друг от друга в течение трех-четырех тысяч лет.

Выяснилось, что европейские линии в генофонде жителей Якутии связаны не только с приходом европейцев в XVII веке. Часть из них имеет более древнее происхождение и связана с регионами Южной Сибири, Средней Азии и даже Ближнего Востока.

Как отмечают ученые, полученные данные позволили получить однозначную генетическую оценку по некоторым спорным вопросам этногенеза. Впервые получено доказательство генетических связей юкагиров с нганасанами, результаты ДНК-анализа демонстрируют, что по генетическим характеристикам юкагиры ближе к урало- и алтаеязычным этносам Сибири, чем к соседним палеоазиатским народам Чукотки и Камчатки. Получены генетические аргументы в пользу гипотезы об относительно недавнем появлении тунгусов на территории Якутии. У эвенков Якутии обнаружен "гаплотип Чингисхана", с высокой частотой встречающийся у народов, бывших под властью чингизидов.

Любопытно, что эвены, которые до недавнего времени рассматривались историками не как отдельная народность, а как этнографическое подразделение эвенков, по своим генетическим характеристикам более близки не к эвенкам, а к юкагирам.

Предки якутов, как показывают результаты генетического анализа, происходят из Восточно-Саянского региона. Некоторое время они проживали в регионе озера Байкал, прежде чем мигрировали на Север - в бассейн реки Лена.