В Петербурге около 23 тысяч многоквартирных домов, все их трудно проверить, коммунальщикам и главам районов приходится верить на слово - раз отчитались, что готовы, значит так и есть. Однако в горжилинспекцию посыпались жалобы от горожан, которые замечают - не все в их доме делается как надо.
Отвечая на вопрос "РГ", с чем связано ухудшение подготовки к зиме, городские чиновники попытались свернуть масшатаб проблемы - мол, нарушений выявлено больше, потому что проверяем очень хорошо. По их мнению, на самом деле виноваты районные власти и управляющие компании, а еще жильцы. Если бы они сами участвовали в контрольных осмотрах и тоже подписывали акты готовности, всем было бы лучше.
- Когда жалобы стали поступать из тех домов и районов, где руководство отчиталось перед нами о полной готовности домов к зиме, пришлось внепланово проверить ряд домов, - рассказал заместитель главного жилищного инспектора Петербурга Юрий Кузин, - по факту оказывается, что готовности никакой нет.
Внеплановые проверки более полутора тысяч домов нашли нарушения в 42 процентах из них, возбуждено 231 административное дело. Больше всего нарушений, около 40 процентов, касались содержания теплоцентров - инженерного оборудования, которое обеспечивает подачу тепла, на втором месте - содержание подвалов.
По словам Кузина, если число домов, не подготовленных к зиме превысит 15 процентов, УК может потерять лицензию.
Услуга по техническому осмотру зданий весной и осенью обходится более 40 копеек с квадратного метра, эта сумма входит в те 11 рублей 8 копеек, которые платят за техсодержание дома. По словам представителей жилинспекции, платеж емкий и содержит в себе большие трудозатраты. Предполагается, что осмотр проводит представитель домоуправления, а с ним должен быть представитель совета многоквартирного дома и специалисты: сантехник, электрик, плотник. Они должны заметить и устранить недоделки сразу же на месте. Также осматривают все конструкции и инженерное оборудование, в том числе и внутри квартир - стояки, вентиляцию, систему теплоснабжения, радиаторы, несущие перекрытия. Некоторые ЖКС, у которых площадь обслуживания жилфонда доходит почти до миллиона "квадратов", тратят по 500 тысяч рублей в месяц, в год около пяти-шести миллионов - только на эти обследования. Этот осмотр, по идее, дает основу для сметы будущего плана ремонта, - если, конечно, осмотр качественный и полный.
- Жилищный кодекс предусматривает участие жителей в приемке дома к зиме, - говорит Кузин. - Сегодня этого участия жителей либо нет вообще, либо оно минимальное. А все потому, что жители не в курсе, что могут на что-то влиять. Управляющие компании не информируют их, не приглашают участвовать. Более-менее хорошо дела обстоят лишь там, где активные председатели ТСЖ и они сами все отслеживают.
Глава петербургского ТСЖ "Добролюбова, 19" Наталья Николаева рассказала "РГ", что подготовка домов к зиме с позиции горжилинспекции сводится к формальной проверке составленных актов, а уж кто и как их составляет, неважно.
- Новый глава жилинспекции, например в Московской области, постоянно находится на выезде, обходит чердаки и подвалы, проверяет трубы при подготовке к сезону. Видно, что чиновник работает. Может быть, это и пиар, но пиар правильный. У наших городских представителей жилинспекции я никогда не видела такой активности, они предпочитают отсиживаться в кабинетах, занимаясь бумажками.
По словам Николаевой, подготовка многоквартирного дома к зиме - это огромный фронт работ, и без внимания жильцов может случиться катастрофа, так как ЖКС часто просто нет до этого дела. Важно, чтобы не было сырости и воды в подвалах, чтобы все проветривалось, не было течи на крыше.
- В нашем доме в подвале стояла вода, а в ЖКС говорили, что это грунтовые воды, и с ними ничего не сделать, - рассказала она. - А когда ударил мороз минус 30, все замерзло и разорвало трубы. Только сменив форму управления домом, собственники квартир смогли решить эту проблему. Вот почему важно все вовремя заметить и принять меры.
По мнению эксперта, несомненно, жителям нужно быть активными и бдительными, жаловаться на запах сырости, плесень, на отсутствие летней активности со стороны управляющих домом, ведь именно летом проводится основной объем работ.
А по мнению председателя ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга Марины Акимовой, попытка возложить всю ответственность на управляющих домами и приводит к сложившейся ситуации.
- Вы ведь не берете с собой кого-то контролировать процесс, когда идете, например, к стоматологу. Чтобы оценить, как дом подготовлен к зиме, нужно иметь определенные профессиональные навыки. У обычных жителей их нет, а глава ТСЖ, получается, должен понимать и в теплоснабжении, и в бухгалтерии, и в юриспруденции. Все это - дополнительное образование, требующее денег, либо же найм специалиста, тоже за деньги.
По мнению Акимовой, обилие штрафов за провал подготовки к зиме - не показатель хорошей работы городских чиновников. Проблема в том, что жители привыкли воспринимать себя как потребителей и возлагать ответственность за дом на управленцев. Собственники должны брать ответственность на себя. И прежде всего, вовремя платить за квартиру.
- Почему-то мало кто понимает, что чем реже ты платишь, тем хуже дом будет отремонтирован, подготовлен к зиме, - считает эксперт. - Многочисленные жалобы от граждан - тоже показатель. Жильцы не понимают, что все штрафы, наложенные на управляющую организацию в результате их жалоб, они оплатят из своего кармана, так как нет статьи расходов на штрафные санкции. Это замкнутый круг: собственники не платят - недостаточно денег на текущие работы - это замечают и жалуются - компанию штрафуют, - чтобы исправить недочеты, снова нужны деньги. Нужно работать с населением, донести до понимания, что собственник участвует в судьбе своего дома прежде всего рублем. У нас ведь не платят не бедные, а вполне обеспеченные люди.