Новости

25.10.2017 19:46
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Приравняли к шаурме

Челябинские власти демонтируют газетные павильоны
Борьба с несанкционированной торговлей в Челябинске приобрела весьма неожиданные формы. Вслед за зачисткой гостевых маршрутов от павильонов быстрого питания, вызвавших неудовольствие властей "непатриотичной" рекламой шаурмы, в городе взялись убирать и газетные киоски.
 Фото: Вадим Ахметов/РГ К саммиту ШОС на гостевых маршрутах Челябинска разномастных ларьков, в том числе и с духовной пищей, не останется. Фото: Вадим Ахметов/РГ
К саммиту ШОС на гостевых маршрутах Челябинска разномастных ларьков, в том числе и с духовной пищей, не останется. Фото: Вадим Ахметов/РГ

Их место должны занять так называемые ТОКи (торгово-остановочные комплексы), изготовленные в едином стиле по эскизу городского управления архитектуры. Но, когда они появятся и найдется ли в них место газетам и журналам, определенно сказать никто не берется. А демонтаж газетных киосков уже идет. Из-за чего по городу поползли тревожные слухи о переделе рынка и ликвидации всей сети распространения периодики.

- По ряду наших объектов комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Челябинска уже принял постановления о расторжении договоров, - сообщила руководитель городской сети "Роспечати" Светлана Киселева. - Причем на предложения перенести эти объекты на примыкающие улицы, чтобы оставить их в шаговой доступности для живущих поблизости подписчиков газет, нам попросту отвечают "нет", не объясняя причины отказа.

В "Роспечати" уже прикинули, что на гостевых маршрутах располагается 117 объектов, а значит, под удар попадут около 60 процентов точек распространения периодики в городе. Киоски второй по величине розничной сети "Вечерний Челябинск", судя по публикации в одноименной газете, вообще "имеют все шансы быть стертыми с лица земли, поскольку почти все стоят на гостевых маршрутах".

- За последние четыре года мы уже сократили сеть со 122-х до 70 киосков, - сообщили представители этой сети. - Многие объекты пришлось убрать в связи с изменением улично-дорожной сети. Конечно, мы очень заинтересованы в том, чтобы сохранить оставшиеся, и ведем об этом переговоры с мэрией. Ищем компромисс и планируем развиваться в новых микрорайонах Челябинска.

В городской думе поводов для поиска компромисса не видят. С начала следующего года размещение всех нестационарных торговых объектов в городе по закону будет проводиться только на конкурсной основе. Кроме того, в июле депутаты приняли постановление о гостевых маршрутах Челябинска, в котором четко прописано, какие объекты имеют право на них находиться. И все "не вписывающиеся" могут быть убраны в упрощенном порядке: после уведомления с требованием демонтажа власти получили право вывозить их на специальные стоянки.

Киоски ежегодно обслуживают 10,5 тысячи подписчиков газет и журналов и продают в розницу более миллиона экземпляров. Кто еще готов взять на себя решение этой социально значимой задачи?

- Согласно проведенному в Челябинске мониторингу порядка 30 процентов киосков "Роспечати" перепрофилировались и торгуют водой, мороженым, сигаретами и даже арбузами! - возмущается представитель гордумы Лариса Окунева. - На площади Революции, к примеру, газетный киоск вообще превратили в кофейню, что строжайше запрещено. Чем в таком случае киоски "Роспечати" отличаются от других объектов розничной торговли? Почему у них должны быть преимущества перед остальными предприятиями малого бизнеса? Реальных подписчиков в городе-миллионнике у сети - чуть более 200 человек.

- Эту цифру мы представили в мэрию только по нескольким подлежащим демонтажу киоскам, - спорит Светлана Киселева. - Всего наши объекты ежегодно обслуживают порядка 10,5 тысячи подписчиков газет и журналов. Кроме того, розница составляет более миллиона экземпляров. Не думаю, что кто-то еще в Челябинске готов взять на себя решение этой социально значимой задачи. Естественно, люди волнуются. К нашим киоскерам уже обращаются жители округи, спрашивают, куда перенесут павильоны, предлагают собирать подписи в их защиту.

В мэрии, несмотря на обеспокоенность людей, намерены наводить порядок твердой рукой. А чтобы избежать обвинений в "выбивании почвы" из-под сетей распространения периодики, уже направили запрос в УФАС региона о том, правильно ли с точки зрения закона о конкуренции отказывать в представлении преференций распространителям газет и журналов. И, по всей видимости, ответ будет утвердительный.

- Наши специалисты изучают ситуацию, но, по предварительным данным, каких-либо преимуществ представителям бизнеса в зависимости от вида деятельности законодательством не предусмотрено, - сообщила "РГ" представитель УФАС Наталья Мартынюк.

После утверждения эскиза новых ТОКов будет объявлен конкурс на их изготовление и выбран исполнитель. А затем пройдут конкурсы для представителей розничной торговли, желающих попасть под их крышу.

В "Роспечати", в свою очередь, подсчитали, что изготовление каждого ТОКа обойдется в 1,5-2 миллиона рублей. Именно столько в 2015 году компания заплатила за изготовление нового павильона на остановке "Публичная библиотека" на проспекте Ленина. На замене старого киоска настояли власти, но теперь и новый оказался под угрозой демонтажа в связи с изменившимися правилами игры. Между тем вложения в этот павильон, по расчетам Киселевой, окупятся за 18 лет. Поэтому на предприятии крепко подумают, прежде чем участвовать в объявленном мэрией конкурсе.

Комментарии

Константин Федоринин, генеральный директор "Роспечати" Челябинской области:

- Мы занимаемся распространением периодической печати на территории Челябинской, Тюменской и Оренбургской областей. И до сих пор встречали со стороны властей полное понимание и поддержку. В Челябинске произошел первый прецедент, когда работа с периодической печатью по сути поставлена в один ряд с общепитом, но мы надеемся, что сможем урегулировать эту ситуацию и найти взаимовыгодное решение. Потери в сети распространения прессы и без того ежегодно составляют не менее пяти процентов. Это происходит из-за падения тиражей изданий, нерентабельности работы киосков на малолюдных улицах, реконструкции дорожной сети и по другим объективным причинам.

Евгений Тефтелев, глава Челябинска:

- Работа по сносу незаконных нестационарных торговых объектов в Челябинске находится на особом контроле. И все решения по демонтажу принимаются в соответствии с законодательством. Что касается киосков "Роспечати", то тут решение очевидное: если объект торгует прессой и соответствующей продукцией, конечно, он не будет демонтирован. В случае расположения на гостевом маршруте его просто перенесут на другое место. По таким объектам мы готовы к компромиссам. Если же там вместо газет торгуют овощами и ширпотребом, то такие объекты будут однозначно убраны наряду со всеми остальными.

Дмитрий Федечкин, замруководителя аппарата губернатора и правительства Челябинской области:

- В прошлом году, по данным Минкомсвязи РФ, Челябинская область вошла в тройку лучших регионов страны по обеспеченности населения киосками периодической печати, и мы надеемся не сдавать этих позиций. Особенно в Челябинске, где проблема распространения периодики сегодня наиболее актуальна - в других муниципалитетах области доля распространения розницы через "Роспечать" не столь велика. Нам известна позиция руководства города, которое готово решать судьбу каждого киоска индивидуально. Тем не менее правительство региона продолжит мониторинг ситуации в этой сфере.

P.S.

Когда материал готовился к печати, стало известно, что в мэрии Челябинска приняли решение приостановить выдачу уведомлений на демонтаж киосков "Роспечати". В кратчайшие сроки будет создана рабочая группа из представителей депутатского корпуса и администрации города, которая в индивидуальном порядке будет рассматривать каждый объект, подлежащий сносу или переносу, отметили на аппаратном совещании в городской администрации.