Так как понять, где твой ребенок хочет учиться? Что он может, а чего не может? Эти вопросы задают себе по осени родители 9- и 11-классников, а их дети приходят на профориентацию, уже сдав ЕГЭ, но еще не решив, куда поступать.
101 тысяча старшеклассников со всей России только что получили ответы на эти вопросы. 14 октября завершилась акция "Всероссийская Профдиагностика-2017", самое масштабное профориентационное исследование в нашей стране, поддержанное Минобрнауки, Минтруда России и организованное Всероссийским проектом по развитию системы ранней профориентации "Zасобой" и Центром тестирования и развития "Гуманитарные технологии".
"Уважаемые организаторы "Zасобоя"! Сегодня наша школа не смогла принять участие. Просим перенести ваши бесплатные лицензии на завтра. Только завтра к нам придет человек, который умеет включать компьютер..."
Александр Шмелев нередко цитирует это письмо из сибирской глубинки, пришедшее в адрес организаторов "Всероссийской Профдиагностики". Доктор наук, профессор МГУ Шмелев уже 40 лет занимается математической тестологией, читает лекции по психологическому тестированию, пишет учебники. ЦТР "Гуманитарные технологии" он с коллегами создал в 96-м, по его методикам прошли десятки тысяч онлайн- и очных консультаций, позволивших школьникам от Москвы до Сибири правильно выбрать профессию.
И вот его "Профориентатор", индивидуальная методика, адаптированная для групп, вышла на государственный уровень. "Zасобой", как общественная организация, инициировала слушания в Общественной палате, обратилась в минобрнауки. Министерство издало и распространило письмо по поводу акции.
Лицей N 2 подмосковного наукограда Протвино - один из 3500 школ, согласившихся принять участие во Всероссийской онлайн-профдиагностике. Консультант из "Гуманитарных технологий" помог завести на сайте Центра личный кабинет лицея, в нем регистрировались старшеклассники, желавшие уточнить свое будущее.
Среди них оказался и одиннадцатиклассник Олег. Парень всю жизнь любит рисовать, ходил в "художку", но учителя говорят и о его незаурядных математических способностях. Родители-физики все никак не могут решить, куда парню идти.
Школьный профориентационный тест показался несерьезным. "Профориентатор" же, по словам школьника, был "разнообразным и незанудным". В онлайн-режиме он вместе с одноклассниками должен был решать головоломки, в темпе определять, правильно ли написаны сложные иностранные слова ("с импрессионизмом и декламацией, кажется, разобрался", - смеется Олег), решить, какие проекты он хотел бы вести в школе - словом, выполнить комплекс из 60 заданий.
Олег, по его словам, справился с ним за 35 минут.
Первоклассник Сережа раскладывал карты. В толстой колоде было шесть мастей - но это были не трефы, бубны и пики, а человечки - сидящие за компьютером, рисующие картины, играющие в театре... Сережа выбрал то, что ему понравилось, - бегуна, дядю с чертежом машины, еще одного с лопатой. Консультант, закончив профессьянс (так называется эта игра-тест) предложил ему следующий тест, потом еще один... И в конце тестирования, перебивая консультанта, Сережа выпалил название любимой телепередачи - "гонки "Формулы-1"!
Спорт плюс техника... Мальчику рекомендовали заняться картингом. Что, будущее Сергея - моторы, инженерия, прикладная механика?
- Нет-нет, в этом возрасте ничего еще не известно, определяются лишь склонности, - говорит глава отдела профориентации Центра "Гуманитарные технологии" Кирилл Кузнецов, единственного в стране, занимающегося профориентацией дошкольников. - Пока мы просто помогаем ребенку выбрать занятия по душе, советуем родителям, в какие "активности" его направить.
Но, по мнению специалиста, родителям и воспитателям стоит уже с детсада объяснять своим чадам, что играть можно не только во врачей и учителей. К 12 годам дети в классах уже делятся на математиков, литераторов и музыкантов, и к этому времени им надо знать, что профессий в мире не десять и не пятнадцать. Кирилл вспоминает, как в одной из московских школ семиклассники не смогли назвать ему больше семи-восьми и вообще были уверены, что кинологи работают в кино, а метрологи - в метро.
Поэтому главное, что должно сложиться в головах школьников к старшим классам по поводу их будущих профессий, это представление о них и о своих возможностях. И есть смысл уже пробовать делать то, к чему у тебя лежит душа.
Главным итогом тестирования, по мнению руководителя программы "Zасобой" Натальи Алиевой, стал вал писем из провинции от тех самых людей, которые не знают, как включать компьютер.
- Для многих сельских школьников это первое подобное мероприятие. И очень важное! - говорит Алиева. - Этим ребятам нужен ориентир, с которого надо начинать, и они начинают с нашей профдиагностики.
Сейчас по стране идут онлайн-уроки по интерпретации результатов Всероссийской профдиагностики. К каждому из ста тысяч протестировавшихся индивидуального консультанта не приставишь, и потому школьники и их родители, получая на руки обработанные программой результаты своего тестирования, учатся сами сравнивать их с "идеальными" профилями востребованных на рынке профессий (организаторы предоставляют список) и решать, куда им двигаться.
Всероссийскую профдиагностику-2017 ее организаторы проводили за свой счет - с расчетом на то, что если дело пойдет, то государство поддержит государственно-важное дело. В 2018-м в акции, по прогнозам организаторов, будут участвовать порядка 1 миллиона человек, то есть практически все старшеклассники страны. По мнению главы столичного Центра занятости молодежи Романа Шкута, разговор может пойти и о придании проекту государственного статуса.
...Тест между тем подтвердил стремление Олега к точным наукам, но едва ли не выше этого оказалась потребность в работе с людьми. Выявились высокий уровень логики, богатый словарный запас, жажда лидерства и при этом - нежелание рисковать. Программа составила список подходящих сфер деятельности - математика, программирование, дизайн. Рядом с профессиями на экране - список вузов с перечнем экзаменов.
Что ж, пора браться за работу.
1 Если детям мало лет и у них нет явных склонностей, пусть пробуют себя в самых разных сферах, если успевают - тяните и хоккей, и музыку, чем больше "активностей", тем лучше, не оставляйте одного ради другого. У сверхзанятых меньше проблем с профориентацией, чем у тех, кто никуда не ходит.
2 Будьте готовы услышать от ребенка самые неожиданные варианты. Позиция "куда лезешь, у тебя не получится" невозможна, недооценка его возможностей исключается. Нравится ему петь - запишите в хор, как бы вам ни хотелось отправить его в карате.
3 Дав ребенку свободу выбора - отмечайте его успехи на выбранном направлении, поднимайте самооценку. Провоцируйте его на споры, пусть учится отстаивать свою позицию, тогда над выбором профессии он задумается всерьез и сделает его ответственно. Вы можете подтолкнуть, сказать свое мнение, показать плюсы-минусы, но пока ребенок сам не начнет осознанно работать на себя - толку не будет.
4 Если в 12-13 лет выяснится, что у человека талант в сферах, заниматься в которых начинают с 6-7, имейте в виду, что в профессию можно попасть и "в обход". Если он вовремя не попал в "художку", пусть идет в кружок моделирования, чуть позже - на Дни открытых дверей в архитектурные и строительные вузы. Глазомер, понимание пространства, эстетическое чувство востребованы в профессии, скажем, проектировщика - а оттуда и до 3D-моделирования недалеко.