Начиная 12 лет назад, он хотел отобрать у Венеции статус главного кинофорума Италии. Идею вынашивал известный фестивальный деятель Марко Мюллер, знаток и ценитель киноискусств Востока. Первым гран-призером стал фильм из России - комедия "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова. Затем Рим вручал почетный приз "Марк Аврелий будущего" российскому новатору Алексею Федорченко за "Ангелов революции", открывал западному зрителю последнюю картину Алексея Германа "Трудно быть богом" и симпатизировал российскому кино как одному из самых интересных в мире. Теперь Мюллер учреждает фестиваль где-то в Китае, и в нынешнем Риме Россию представляет единственный фильм - "Заложники" Резо Гигинеишвили о захвате "золотой молодежью" Грузии пассажирского лайнера в 1983 году; он идет в параллельной программе "Все об этом говорят".
Сегодня у Рима другие амбиции: утвердить радикальные изменения в кинематографическом климате. "Кино для избранных", которым увлечена Венеция, теряет аудиторию. Меняется сама природа авторского кино и синефильства: эксперимент должен вернуться на поле массовых жанров - от мюзиклов и вестернов до ужастиков. Иными словами - возврат к хорошо забытому старому на новом уровне; долой заковыристое самовыражение, да здравствуют внятно рассказанные истории! Нужно вернуть и смысл слова "фестиваль": праздник для масс. Опять же в противовес Венеции, где когда-то фестиваль показывал хиты типа "Доктора Джекилла и мистера Хайда", "Франкенштейна" или наших "Веселых ребят", но стал утехой для профи - людей кинобизнеса и гурманов-критиков. "Давайте шире распахнем наши окна, - призывает президент римского Кинофонда Пьера Детассис. - Мы должны быть не просто фестивалем, но и праздником просвещения и инноваций для всего города. Конечно, нам нравятся гламур и звезды, но звезды мелькнут, как метеоры, и исчезнут, а нам нужны планеты, полные смыслов". Среди гостей форума Ванесса Редгрэйв, Ксавье Долан, Иан Маккеллен, Нанни Моретти, Кристоф Вальц, Джейк Джилленхол... Они участвуют в программе "Близкие контакты", запущенной с целью укоренить кино в широкой аудитории, включая заводы, институты, библиотеки, школы, даже тюрьмы. Десятки площадок отданы встречам творцов со зрителями, кинотеатры крутят хиты мировых фестивалей, праздник выплеснулся за пределы столицы по всему региону Лацио.
Министр культуры и туризма Италии Дарио Франческини уповает на возрождение славы итальянского кино: правительство обязалось на 60 % увеличить господдержку национальной киноиндустрии, перечисляя в кинофонд более 400 млн евро ежегодно. Упор - на молодых, на них надежды, им главные субсидии. Юным зрителям отдана единственная в фестивальной практике программа "Аличе в городе", где идут и обсуждаются картины для детей и подростков - туда детишек водят культпоходами, до остолбенения похожими на пионерские колонны советских времен. За 11 дней фестиваль обещает показать фильмы всех жанров, от экспериментальных работ до блокбастеров, анимации и виртуальной реальности. Чтобы привлечь аудиторию, установлены щадящие цены на билеты, оснащение залов позволяет смотреть кино людям с ослабленным слухом и зрением, публика вовлечена в призовую игру: лауреат Приза зрительских симпатий определяется голосованием.
В 2015 году пост художественного директора занял писатель и режиссер Антонио Монда. Он горд: уже в 2016-м посещаемость выросла на 18 %, а фильмы из римской программы - "Лунный свет" и "Манчестер у моря" - выиграли гонку за "Оскаром". Главная площадка - хайтековский комплекс Auditorium Parco della Musica работы зодчего Ренцо Пиано (он прославился Центром Помпиду в Париже). Музыкальная природа этого сооружения гармонирует с программой года: бенефис празднует музыкальная комедия, а символом события стала Одри Хэпберн, чье лицо украшает фестивальный постер. Мюзиклу отдана программа "Фильмы наших жизней", в нее вошла классика от "42-й улицы" и "Поющих под дождем" до "Вестсайдской истории" и "Волос". Лауреатом премии "За выдающийся вклад в киноискусство" выбран автор "Твин Пикс" Дэвид Линч, в начале года объявивший об уходе из кино, а в мае, после успеха в Канне 3-го сезона сюрреалистической головоломки, сменивший гнев на милость.
Старт фестиваля не считают убедительным. Действие вестерна "Недруги" Скотта Купера ("Черная месса") происходит в конце XIX века, Кристиан Бэйл играет заматеревшего в стычках с коренным населением капитана Блокера, которому нужно доставить умирающего военного коменданта городка в штате Вайоминг в его родную Монтану через край, кишащий мстительными индейцами. Путешествие становится жестоким, но полезным уроком толерантности. Проблему картины критики видят в том, что урок преподан в лоб: героя мучают воспоминания о пролитой крови, погибших соратниках и трупах солдат, гниющих в песках. Ситуация станет душераздирающей, когда герою встретится безутешная вдова с погибшим дитятей (Розамунд Пайк). Фильм красиво снят, но вряд ли пополнит список шедевров, начавших в Риме путь к "Оскару".
В программе предстоящих дней картины из 31 страны, наиболее громкие - "Последний взмах флага" Ричарда Линклейтера, "Удача Логана" Стивена Содерберга, "Частный вопрос" братьев Тавиани, "Абракадабра" Пабло Бергера, "Детройт" Кэтрин Бигелоу, "Мадемуазель Парадиз" Барбары Олберт, "Единственный живой парень в Нью-Йорке" Марка Уэбба, документальные ленты "Мария устами Каллас" Тома Вулфа и "Спилберг" Сьюзан Лэйси. Давний баттл Рим - Венеция перешел в сферу подсознательного, но состязание продолжается. Правда, Венеция о нем по-прежнему не подозревает.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"